Типовая инструкция по охране труда для машинистов бульдозеров.
| СОГЛАСОВАНА письмом  ЦК профсоюза работников
 строительства  и промышленности
 строительных  материалов России
 от  2  сентября 1993г.
 N  309- 4
 |  | УТВЕРЖДЕНА постановлением  Минстроя России
 от  13 марта 1995 г. № 18-22
 с  изменением № 1, утвержденным
 постановлением  Минстроя России
 от  13 марта 1995 г.
 № 18-22
 | 
 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ
 МАШИНИСТОВ БУЛЬДОЗЕРОВ 
 ТОИ Р-66-12-93* 
 Дата введения 01.01.94 
 Машинисты бульдозеров (далее -  "машинисты") при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в "Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства", настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими машин.
 Требования безопасности перед началом работы  
 1. Перед началом работы машинист обязан:
 а) предъявить руководителю удостоверение на право управления бульдозером и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
 б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
 в) получить задание у бригадира или руководителя работ.
 2. После получения задания на выполнение работы машинист обязан:
 а) осмотреть с руководителем место расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками;
 б) уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности;
 в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации бульдозера;
 г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении;
 д) произвести запуск двигателя (при наличии устройств, выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов -  вне кабины);
 е) после запуска двигателя проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.
 3.  Машинист обязан не приступать к работе в случае следующих нарушений требований безопасности:
 а) при неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя, при которых не допускается его эксплуатация;
 б) при обнаружении подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ, при выполнении работ по срезке или планировке грунта;
 в) при уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя.
 Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу по надзору за безопасной эксплуатацией машины.
 Требования безопасности во время работы  
 4. Перед началом движения машины машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.
 5.  При работе на пересеченной местности машинист обязан:
 - выключить первую скорость при движении машины под уклон;
 - затормозить машину при остановке ее на уклоне.
 6.  При засыпке выемок в грунте машинист обязан убедиться в отсутствии в них людей, оборудования, инструмента и строительных материалов и не допускать выход отвала бульдозера за край откоса. Запрещается передвижение бульдозера в пределах призмы обрушения откосов.
 7.  Работа бульдозера в опасной зоне работающего экскаватора не допускается. Производство работ бульдозером в зоне действия экскаватора разрешается только при остановке экскаватора и нахождении ковша на земле.
 8. Одновременная работа двух бульдозеров с прицепными скреперами допускается при расстоянии между ними не менее 20 м. Интервал между работающими бульдозерами без скреперов должен быть не менее 10  м.
 9.  При работе бульдозера в местах проведения взрывных работ перед каждым взрывом грунта бульдозер следует удалить на безопасное расстояние, указанное руководителем. Возвращение бульдозера к месту производства работ после взрыва разрешается только после соответствующего сигнала.
 10.  При необходимости очистки отвала бульдозера машинист обязан опустить отвал на землю и выключить двигатель.
 11.  При транспортировании машины своим ходом с одного места работы на другое машинист обязан:
 а) поднять отвал бульдозера на ограниченную высоту, обеспечивающую необходимую видимость машинисту по ходу движения;
 б) следить за тем, чтобы нож отвала не врезался и не задевал встречающиеся на пути предметы;
 в) соблюдать правила дорожного движения;
 г) пересекать железнодорожный путь только на действующем переезде, руководствуясь соответствующими сигналами;
 д) устанавливать сигнальные красные фонари в случае вынужденной остановки бульдозера на дороге в ночное время.
 1 2.  Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшую машину допускается с применением жесткого буксира, без сильных рывков. Применение для этих целей стального каната разрешается только при защищенности стекол кабины машиниста решеткой или проволочной сеткой.
 13. При выполнении сцепки машинист обязан:
 - осуществлять маневрирование на первой передаче и внимательно следить за работником, выполняющим сцепку машины;
 - избегать резких рывков;
 - по первому сигналу быть готовым затормозить машину;
 - осуществлять сцепку только после остановки машины.
 1 4.  Перед погрузкой бульдозера на трайлер машинист обязан убедиться в том, что трайлер устойчив и  заторможен. После погрузки бульдозера следует опустить его отвал и закрепить бульдозер. Во время перевозки бульдозера машинисту не разрешается находиться в кабине.
 15. Машинисту в процессе работы не разрешается:
 а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
 б) оставлять машину с работающим двигателем;
 в) перевозить в кабине посторонних лиц;
 г) выходить из кабины и входить в нее на ходу.
 16.  При техническом обслуживании бульдозера машинист обязан остановить  двигатель и снять давление в гидросистеме.
 17.  Во время заправки бульдозера горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик. Разведение огня на расстоянии менее 50  м от места работы или стоянки машины не допускается.
 18.  При необходимости ремонта или профилактического осмотра бульдозера отвал следует заблокировать в поднятом состоянии страховочными цепями или опустить на прочную и устойчивую опору. При промывке деталей пользоваться этилированным спиртом не допускается.
 19.  При обнаружении на участке выполнения земляных работ, не указанных при получении задания, подземных коммуникаций и сооружений, машинист обязан немедленно приостановить работу и сообщить об этом руководителю.
 20. При работе на косогорах машинисту не следует:
 а) делать резких поворотов машины;
 б) поворачивать машину с заглубленным рабочим органом;
 в) передвигать машину поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте машины.
 21.  При передвижении машины по льду водоема машинисту следует:
 а) трогать машину с места плавно на пониженной скорости без пробуксовки;
 б) осуществлять повороты осторожно и на сниженной скорости;
 в) держать двери кабины открытыми.
 Требования безопасности по окончании работы  
 22. По окончании работы машинист обязан:
 а) поставить машину на стоянку;
 б) поставить рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз;
 в) выключить двигатель;
 г) закрыть кабину на замок;
 д) сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние машины о всех неполадках, возникших во время работы.