Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования (взамен СНиП 3.08.01-85).
ГОСТ Р 51248-99
УДК 625.14:006.354 Группа Ж 83
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
TRACKS OVERLAND RAIL CRANE
Principal specifications
ОКС 93.100, ОКСТУ 3185
Дата введения 1999—06—01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»
2 СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России
3 ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России
4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.
5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85
Введение
Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.
При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям.
Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.
В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.
Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей.
Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМТП (ответственный исполнитель — Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель — Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П. Добжинский).
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.
Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.
Стандарт может применяться для сертификации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026—76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 23407—78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия
Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний
ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)
Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)
Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).
3 Общие положения
3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.
3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.
(Измененная редакция, поправка)
3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.
3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство.
3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.
3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.
3.4 Комплект документов должен содержать:
проектную и конструкторскую документацию;
паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути;
акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);
разрешение на пуск в работу рельсового пути.
3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:
выкопировка из стройгенплана;
проект рельсового пути;
проект производства работ на устройство рельсового пути;
требования по эксплуатации рельсового пути.
3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:
план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;
конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя);
конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);
допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;
конструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути;
конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);
указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;
пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.
______
* Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной характеристике.
(Измененная редакция, поправка)
3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:
состав и способы производства работ;
методы контроля;
браковочные требования на элементы рельсового пути;
способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;
периодичность обследования и технического обслуживания.
4 Требования к устройству рельсовых путей
4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1.
1 — рельсовый путь; 2 — башенный кран; 3 — водоотводное устройство; 4 — ограждение;
5 — возводимое здание
Контролируемые параметры:
А — ширина земляного полотна;
Б = (R — 0,5К) + 0,7 м — минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;
В — база крана;
К — колея пути;
R — наибольший радиус поворотной части крана;
I = (hy /К) — поперечный уклон пути;
h б — толщина балласта;
S — отклонение от прямолинейности рельсового пути;
L *— расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»).
Рисунок 1 — Общий вид и основные контролируемые параметры наземных рельсовых крановых путей
_____
* Поправки к рисунку.
4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.
Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.
(Измененная редакция, поправка)
4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008—0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.
4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55—1,75 г/см3 , коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.
4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.
(Измененная редакция, поправка)
4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.
При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.
(Измененная редакция, поправка)
4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.
В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.
4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.
Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.
4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами — над их стыками.
4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).
4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.
4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.
4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.
(Измененная редакция, поправка)
4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.
4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.
4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:
4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.
Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.
Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.
Таблица 1
В миллиметрах
Нагрузка от
|
Ориентировочная толщина балласта h б
|
колеса на
|
щебеночного под железобетонными балками
|
песчаного под железобетонными балками
|
щебеночного под деревянными полушпалами
|
рельс, кН
|
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов
|
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов
|
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов
|
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов
|
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов
|
при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов
|
|
Р 50
|
Р 65
|
Р 50
|
Р 65
|
Р 50
|
Р 65
|
Р 50
|
Р 65
|
Р 50
|
Р 65
|
Р 50
|
Р 65
|
До 200
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
270
|
230
|
100
|
100
|
Oт 200 до 225
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
320
|
280
|
100
|
100
|
» 225 » 250
|
140
|
120
|
100
|
100
|
150
|
130
|
100
|
100
|
370
|
330
|
100
|
100
|
» 250 » 275
|
210
|
190
|
100
|
100
|
220
|
200
|
100
|
100
|
420
|
380
|
100
|
100
|
» 275 » 300
|
300
|
280
|
130
|
110
|
350
|
330
|
130
|
110
|
—
|
—
|
—
|
—
|
» 300 » 325
|
430
|
360
|
150
|
130
|
530
|
520
|
210
|
190
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Примечания
1 При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные подрельсовые элементы.
2 Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями ± 50 мм.
3 В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из естественного камня фракции 25—60 мм, гравий и гравийно-песчаную смесь фракции 3—60 мм (гравий) и 0,63—3 мм (песок) по массе не более 20 %.
4 Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние рельсы I и II групп годности.
|
Таблица 2
Параметры
|
Предельная величина отклонения при
|
|
устройстве
|
эксплуатации
|
Продольный и поперечный уклоны рельсового пути*
|
Не более 0,004
|
Не более 0,01
|
Колея рельсового пути
|
±10 мм от номинального размера
|
±15 мм от номинального размера
|
Прямолинейность рельсового пути на участке длиной 10 м для кранов:
|
|
|
с жесткими ходовыми рамами
|
Не более 15 мм
|
Не более 20 мм
|
с балансирными тележками
|
Не более 20 мм
|
Не более 25 мм
|
Упругая просадка рельсового пути при максимальной нагрузке на колесо крана и конструкции верхнего строения:
|
|
|
из деревянных полушпалах
|
Не более 7 мм
|
Не более 7 мм
|
на железобетонных балках
|
Не более 5 мм
|
Не более 5 мм
|
* На участке пути, равном по длине двум базам крана (2 В), поперечные знакопеременные уклоны в указанных значениях не допускаются.
|
4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора.
4.5.3 Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
4.5.4 Знаки безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой «Место стоянки крана».
4.5.5 Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Металлические детали должны быть предохранены от коррозии.
4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям международного стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.
4.8 Готовность рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексного обследования крановых путей (5.3).
4.9 Разрешение на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14, на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей.
(Измененная редакция, поправка)
5 Требования к эксплуатации
5.1 Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту.
5.2 Проверка состояния рельсового пути включает:
ежесменный осмотр;
плановую или внеочередную проверку.
5.2.1 Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
5.2.2 Плановая проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руководством инженерно-технического работника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ-10-14.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторской документации, и подтверждает, что состояние верхнего строения и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.
Результаты плановых проверок заносятся в вахтенный журнал крановщика.
Внеочередную проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана.
(Измененная редакция, поправка)
5.3 Периодическое комплексное обследование* рельсовых путей проводится специализированными организациями, имеющими государственную лицензию на этот вид деятельности, и включает выполнение следующего комплекса работ:
проверку наличия и состояния эксплуатационной службы и службы надзора за качеством рельсовых путей;
проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния и остаточного ресурса основных элементов верхнего строения рельсового пути;
подготовку результатов комплексного обследования: инструментальные замеры, данные упругой просадки, ведомость дефектов и др.
Результаты комплексного обследования оформляются актом.
Периодичность комплексного обследования рельсовых путей определяется проектом, но должна проводиться не реже 1 раза в 3 года **.
______
* Порядок и процедура комплексного обследования рельсовых путей регламентируются соответствующими нормативными документами.
** Допускается по согласованию с органами Госгортехнадзора периодичность комплексного обследования увеличивать до 5 лет для редко используемых кранов (не более 500 маш. -ч/год).
5.4 По результатам плановых или внеочередных проверок и комплексного обследования рельсовых путей проводятся работы по их техническому обслуживанию и устранению выявленных дефектов, включая:
восстановление земляного полотна и балластной призмы до проектных значений;
рихтовку и выправку пути по уровню;
подтяжку ослабленных болтовых и винтовых соединений, а также креплений с помощью костылей;
регулировку зазоров в стыках рельсов и выключающих линеек;
восстановление поврежденных участков верхнего строения и контуров заземления;
замену дефектных элементов верхнего строения и путевого оборудования рельсового пути;
очистку водоотводящего устройства.
5.5 Не допускается эксплуатация рельсового пути при следующих дефектах:
5.5.1 На рабочих поверхностях имеются вмятины, лыски и волнистость более 5 мм.
(Измененная редакция, поправка)
5.5.2 В болтовых соединениях рельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали (пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента затяжки, указанного в конструкторской документации.
5.5.3 Наличие трещин в рельсах, в тупиковых упорах, в том числе в сварных швах.
5.5.4 Коррозия деталей рельсового пути в глубину более 4 мм.
5.5.5 Уменьшение площади опирания нижней поверхности подрельсовых опорных элементов — полушпал и балок рельсового пути на площади более 10 %.
5.5.6 В железобетонных подрельсовых элементах имеются обнажения и обрывы арматуры, сплошные опоясывающие и продольные длиной более 300 мм трещины с раскрытием более 0,3 мм, сколы бетона более 100 мм для полушпал и 250 мм для балок.
5.5.7 В деревянных полушпалах имеются: излом, поперечные трещины длиной по торцу более его половины, продольные трещины глубиной более 50 мм и длиной более 300 мм, поверхностная гниль более 20 мм под подкладками и более 60 мм на остальных поверхностях деревянных элементов.
5.6 Эксплуатация и контроль за устройствами заземления должны осуществляться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок.
5.7 Предельные значения отклонений элементов верхнего строения и тупикового оборудования, при которых дальнейшая эксплуатация рельсового пути не допускается, указаны в таблице 2.
5.8 При установке на рельсовых путях грузоподъемных кранов, изготовленных за рубежом, представляется заключение специализированных организаций, имеющих право комплексного обследования крановых путей грузоподъемных машин.
Ключевые слова: крановый путь, нижнее и верхнее строение рельсового пути, путевое оборудование, тупиковые упоры, балластная призма, земляное полотно, контролируемые параметры, допуски, уклон, просадка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Общие положения
4 Требования к устройству рельсовых путей
5 Требования к эксплуатации