часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМ КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(на базе стандартов ИСО 9000)
МДС 12-1.98
УДК 69:688.009.12
Рекомендации предназначены для строительно-монтажных организаций любой мощности, структуры и ориентации на внутреннем и внешнем рынках, которые хотят выигрывать конкурсы и получать заказы от отечественных и зарубежных инвесторов на возведение строительных объектов, твердо стоять на ногах и получать прибыль за счет качества своей работы.
Системы качества по ИСО 9000 — это хозяйственный механизм организации, содержащий комплекс необходимых элементов, обеспечивающих его оптимальное, с точки зрения качества, стоимости и правового обеспечения, функционирование, направленное на достижение конкурентоспособности организации в рыночных условиях хозяйствования.Наличие сертифицированной системы качества строительно-монтажной организации по ИСО 9000 является лицом организации, гарантом качества ее продукции, работ и услуг; свидетельствует о высоком уровне культуры построении хозяйственного механизма внутри организации,создает ей международный авторитет.
Рекомендации содержат положения, относящиеся к общему руководству и управлению качеством, обеспечению и улучшению качества возводимых строительных объектов, выполнению строительно-монтажных работ и оказанию при этом услуг в строительно-монтажной организации.
Рекомендации не распространяются на строительно-монтажные организации, осуществляющие проектирование строительных объектов.
При создании системы качества в конкретной строительно-монтажной организации могут быть использованы все или отдельные положения Рекомендаций.
Рекомендации разработаны и рекомендованы к изданию Центром по международным системам качества.
Авторы: канд.техн.наук Г.Д. Костина, А.В. Цареградский, Л. С. Экслер.
Помощь строительно-монтажным организациям при создании и подготовке систем качества к сертификации в отечественных и зарубежных центрах оказывает Центр по международным системам качества (127434, Москва, Дмитровское шоссе, 9, корп. Б, тел/факс 976-03-31).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Нормативные ссылки
2 Определения, обозначения и сокращения
3 Принципы системы качества в строительно-монтажных организациях
4 Планирование и управление качеством
5 Проектная, технологическая и нормативно-техническая документация
6 Метрологическое и геодезическое обеспечение
7 Контроль и оценка качества
8 Регистрация данных о качестве
9 Анализ данных о качестве и корректирующие действия
10 Строительно-монтажные работы
11 Материально-техническое обеспечение
12 Подготовка кадров и стимулирование
Приложение А Структура и краткое содержание «Руководства по качеству»
Приложение Б Перечень и краткое содержание ДП СК
Приложение В Структура и состав программы качества
Приложение Г Распределение функций управления качеством между службами и подразделениями строительно-монтажной организации
ВВЕДЕНИЕ
Что из себя представляет организация, работающая в условиях конкуренции? Это хозяйственный механизм, который функционирует для того, чтобы выпустить продукцию, выполнить работы или оказать услуги с таким качеством и по такой цене, которые бы удовлетворяли различные потребности общества. Поэтому качество продукции, работ и услуг является основной целью действующего хозяйственного механизма организации и основным орудием борьбы с конкурентом. Возросшая в мире конкуренция привела к ужесточению требований, предъявляемых потребителем к качеству продукции.
Более высокое качество и такая же цена или такое же качество и более низкая цена, чем у конкурента — вот формула конкурентоспособности организации.
Требования потребителя
включаются в нормативные документы. Однако сами по себе нормативные
документы не могут быть гарантией качества, если хозяйственный механизм организации не содержит соответствующих элементов, обеспечивающих соблюдение требований потребителя. Международная практика работы хозяйственных механизмов в рыночных условиях заложена в международных стандартах ИСО 9000, которые в настоящее время приняты в России в качестве национальных. Стандарты разрабатывались путем обобщения существующего международного опыта работы организаций различных стран с рыночной экономикой и содержат общие требования к системам качества организаций различных отраслей промышленности и экономики.
Наличие в организации соответствующим образом аттестованной системы качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, является лицом организации, гарантом качества ее продукции, работ и услуг, свидетельствует о высоком уровне культуры построения хозяйственного механизма внутри организации, создает ей международный авторитет. Именно с такими организациями хотят иметь дело потребители и инвесторы. Именно такие организации являются конкурентоспособными и выживают в рыночных условиях.
Создание системы качества в организации является делом добровольным, однако организации вынуждены их создавать и идти на связанные с этим затраты, так как нет другого пути в обществе, которое создает условия для реальной конкурентной борьбы.
За последнее десятилетие в строительной отрасли нашей страны произошли ощутимые структурные изменения. Они привели к появлению большого количества строительно-монтажных организаций, которые хотят получить лицензии на осуществление строительства различных объектов, а также заказы от государственных, частных и, в том числе, иностранных инвесторов. Это привело к возникновению конкурентной борьбы между этими организациями, что дает возможность инвесторам выбрать организации, удовлетворяющие его требования по качеству и стоимости строительства.
При этом требования инвесторов к качеству строительства значительно повысились, что в большей мере явилось результатом разделения функций заказчиков и подрядчиков и законодательного закрепления в «Гражданском кодексе Российской Федерации» порядка осуществления подрядных отношений в строительстве, соответствующего условиям рыночной экономики.
Таким образом, складывается конъюнктура, при которой создание во многих строительно-монтажных организациях систем качества на базе стандартов ИСО 9000 становится чрезвычайно актуальной задачей.
Однако непосредственное использование для этой цели стандартов ИСО 9000 представляет немалые трудности, так как они имеют общетехнический характер и не учитывают специфику организаций строительной отрасли.
Данный документ содержит конкретные методические рекомендации, основанные на положениях стандартов ИСО 9000 и интерпретированные применительно к потребностям строительно-монтажных организаций (СМО).
Рекомендации предназначены
помочь руководящему и инженерно-техническому персоналу СМО в
Практическом осуществлении мероприятий по созданию и внедрению в
своих организациях систем качества, соответствующих требованиям
стандартов ИСО 9000. В то же время руководство организаций должно отдавать себе отчет в необходимости самостоятельного творческого подхода к созданию систем качества для учета в разрабатываемой документации конкретных задач, условий работы и структуры организации. Только при таком подходе созданная система качества будет эффективным средством руководства, управления, обеспечения и улучшения ка чества строительной продукции, работ и услуг, а также основой для совершенствования всего хозяйственного механизма организации.
1 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В Рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р ИСО 9002—96. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
ГОСТ 8.010—90. ГСИ. Методики выполнения измерений.
ГОСТ 8.061—80. ГСИ. Поверочные схемы. Содержание и построение.
ГОСТ 8.326—89. ГСИ. Метрологическая аттестация средств измерений.
ГОСТ 8.513—84. ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.
ГОСТ 21.501—93. СПДС. Правила выполнения архитектурно - строительных рабочих чертежей.
ГОСТ Р 10011-1—93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка.
ГОСТ 16504—81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
ГОСТ 18242—72. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Планы контроля.
ГОСТ 20736—75. Статистический приемочный контроль по количественному признаку. Планы контроля.
ГОСТ 21779—82. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски.
ГОСТ 21780—83. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Расчет точности.
ГОСТ 23615—79. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Статистический анализ точности.
ГОСТ 23616—79. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Общие правила контроля точности.
ГОСТ 24555—81. Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.
ГОСТ 26433.0—85. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения.
ИСО 9000-96. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества — Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.
ИСО 8402-96. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
ИСО 9004-94. Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания.
СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства.
СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве.
СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.
Положение о Государственном архитектурно-строительном надзоре РСФСР. Утверждено приказом Минархстроя от 13 декабря 1991 г. №4.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В Рекомендациях термины и определения, отмеченные знаком « * », соответствуют официальным определениям в ИСО 8402:
2.1 Качество* — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
2.2 Политика в области качества* — основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
2.3 Общее руководство качеством (административное управление качеством)* — аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
2.4 Система качества
строительно-монтажной организации — совокупность
соответствующим образом систематизированных элементов
организационно-технической и производственной деятельности СМО, от
которых зависит качество строительно-монтажных работ и возводимых
строительных объектов. Система качества охватывает: организационную
структуру СМО; ответственность и полномочия персонала, его права и
обязанности; технологию осуществления производственной деятельности,
контроля, оценки и улучшения качества возведения строительных объектов, а также исправления дефектов в процессе производства работ, приемки их результатов и в процессе эксплуатации сданных объектов в период гарантийной ответственности СМО; процессы взаимодействия подразделений СМО между собой и СМО со службами заказчика и поставщиков; деятельность СМО по материально-техническому обеспечению качества строительно-монтажных работ и по соответствующей подготовке персонала.
2.5 Управление качеством* — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
2.6 Обеспечение качества* — все планируемые и систематически осуществляемые, а также подтверждаемые (если это требуется) виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
2.7 Улучшение качества* — мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
2.8 Продукция* — результат деятельности или процессов.
2.9 Потребитель* — получатель продукции, предоставляемой поставщиком.
2.10 Поставщик* — организация, предоставляющая продукцию потребителю.
2.11 Процесс* — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности.
2.12 Организация* — компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение или их подразделения, объединенные или нет, общественные или частные, выполняющие самостоятельные функции и имеющие администрацию.
2.13 Программа качества* — документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.
2.14 Заявка на подряд* — заявка, сделанная поставщиком в ответ на предложение выполнить контракт на обеспечение продукцией.
2.15 Контракт* (договор подряда, договор поставки) — требования, согласованные между поставщиком и потребителем и переданные с помощью любых средств.
2.16 Требования общества* — обязательства, вытекающие из законов, правил, инструкций, кодексов, уставов и других соображений.
2.17 Строительно-монтажные работы (СМР) — совокупность технологических приемов и операций, выполняемых для возведения объектов в определенной последовательности квалифицированными рабочими с помощью соответствующих строительных машин и средств малой механизации, монтажных приспособлений, технологической оснастки, контрольно-измерительных приборов и приспособлений в соответствии с требованиями проектной и технологической документации.
2.18 Материально-техническое обеспечение — совокупность действий по обеспечению организации необходимыми ресурсами для управления, обеспечения и улучшения качества всех видов деятельности.
2.19 ОТК — отдел технического контроля.
2.20 Метрологическое обеспечение — совокупность действий по созданию в организации методов и средств измерений, необходимых для обеспечения и контроля качества возведения объекта, выполнения СМР и соответствующих испытаний продукции.
2.21 Геодезическое обеспечение — совокупность действий по обеспечению организации геодезическими методами и средствами измерений, необходимыми для разбивки мест расположения объекта, его частей и элементов, а также контроля точности возведения объекта и производства СМР.
2.22 Документированная процедура системы качества (ДП СК) — документ, содержащий необходимые сведения для эффективного управления определенным видом деятельности организации, влияющим на качество продукции и охватывающим завершенный элемент системы качества или его составную часть.
2.23 Строительный объект — здание, сооружение или их части, возводимые строительно-монтажной организацией.
2.24 Соответствие — выполнение установленных требований.
2.25 Несоответствие — невыполнение установленных требований.
2.26 Дефект (по ГОСТ 16504) — каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
2.27 Явный дефект (по ГОСТ 16504) — дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие методы, правила, средства.
2.28 Скрытый дефект (по ГОСТ 16504) — дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие методы, правила, средства.
2.29 Критический дефект (по ГОСТ 16504) — дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.
2.30 Значительный дефект (по ГОСТ 16504) — дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.
2.31 Малозначительный дефект (по ГОСТ 16504) — дефект, который существенно не влияет на использование продукции и ее долговечность.
2.32 Устранимый дефект (по ГОСТ 16504) — дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
2.33 Неустранимый дефект (по ГОСТ 16504) — дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
2.34 Скрытые работы — работы, качество выполнения которых не может быть проконтролировано при промежуточной приемке объекта или приемке объекта в эксплуатацию без вскрытия конструкций или отделки.
3 ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
3.1 Основной задачей строительно-монтажной организации (далее — организации) в области качества является создание и внедрение внутри организации такой системы качества, которая позволила бы реализовать политику организации в области качества, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9000 и направленную на то, чтобы возводимые этой организацией строительные объекты (далее — объекты):
- соответствовали требованиям проектной и нормативно-технической документации;
- удовлетворяли требованиям потребителя;
- отвечали требованиям действующего законодательства;
- учитывали требования к охране окружающей среды;
- были экономически выгодны для организации и могли предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам.
3.2 Ответственность за определение политики в области качества и принятие решений, касающихся разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы качества должно нести руководство организации. Оно должно обеспечить планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества в рамках системы качества организации.
3.3 Система качества должна быть эффективной, то есть удовлетворять запросы и ожидания потребителей, а также интересы организации и требования общества.
Потребители должны быть уверены в способности организации постоянно возводить объекты требуемого качества при минимальной стоимости.
Для организации необходимо достигать и поддерживать требуемый уровень качества при оптимальных затратах, способствующих повышению ее рентабельности и конкурентоспособности.
Для общества необходимы защита окружающей среды, здоровья, безопасность, надежность, экономия энергии и естественных ресурсов.
3.4 Система качества организации должна соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов.
3.5 Все виды деятельности организации, необходимые для успешного функционирования организации в условиях конкуренции, должны содержать характерные для них элементы системы качества. Типичными видами деятельности для такой организации являются:
- менеджмент (планирование и оперативное управление всеми видами деятельности организации);
- маркетинг (изучение рынка, подготовка данных для бизнес - плана, оформление контрактов, способы реализации продукции и т.д.);
- финансово-хозяйственная деятельность;
- планирование и разработка организационных, технических, производственных, экономических, юридических процессов функционирования организации;
- подготовка проектной, нормативной и другой документации;
- обеспечение материально-техническими ресурсами;
- метрологическое и геодезическое обеспечение;
- строительно-монтажные работы;
- испытания, контроль, оценка качества продукции, а также сдача-приемка продукции;
- подготовка кадров.
3.6 Элементами системы качества организации, которые устанавливаются требованиями ГОСТ Р ИСО 9000, являются:
- ответственность руководства за качество строительства;
- анализ контрактов (договоров подряда) для определения наличия в них необходимой информации и требований по качеству строительства;
- проверка строительных проектов на полноту и обоснованность решений по обеспечению качества строительства;
- управление документацией и данными о качестве строительства;
- закупки продукции, учет при их планировании и осуществлении требований к качеству строительства;
- управление качеством продукции, поставляемой потребителю;
- идентификация продукции и прослеживаемость на всех этапах производства, поставки и монтажа для управления качеством строительства;
- управление качеством производственных, технологических и иных процессов, которые оказывают влияние на качество возведения объекта;
- контроль качества СМР, готовых объектов и их частей, а также проведение испытаний поставляемой и производимой продукции;
- управление состоянием контрольного, измерительного и испытательного оборудования с целью поддержания его в рабочем состоянии, соответствующем техническим требованиям;
- юридический статус контроля и испытаний, их место и роль в системе качества организации;
- управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям;
- корректировка и предупреждающие действия для устранения и предупреждения причин возникновения некачественной продукции;
- погрузка, разгрузка, хранение, упаковка и доставка, обеспечивающие сохранение качества поставляемой продукции;
- управление регистрацией данных о качестве, обеспечивающее идентификацию, сбор, индексирование, доступ, хранение и ликвидацию данных о качестве;
- внутренние проверки качества строительства и эффективности функционирования системы качества организации;
- подготовка кадров для управления и обеспечения качества строительства;
- техническое обслуживание производственного, технологического, измерительного и контрольного оборудования для обеспечения стабильности их технических характеристик, влияющих на качество строительства;
- статистические методы, позволяющие объективно и обоснованно произвести обработку информации о качестве строительства, его анализ и оценку для управления и регулирования.
3.7 Система качества организации должна быть документально оформлена. Объем документации и форма ее представления зависят от политики организации в области качества, размера организации и ее организационной структуры. Объем документации должен быть ограничен областью ее практического применения.
3.8 К первому и основному уровню документации системы качества организации относится «Руководство по качеству» (далее — Руководство).
Ко второму уровню документации относятся документированные процедуры системы качества (далее ДП СК).
К третьему уровню документации относятся различные рабочие документы по качеству, содержащие инструкции, методики, технологические карты, карты трудовых процессов, результаты контроля, испытаний, проверок, а также отчеты по качеству.
3.9 Структура и содержание Руководства могут быть различными. Руководство может содержать в себе только:
- основные направления и цели организации в области качества (политику организации в области качества);
- нормативные требования к системе качества (выбранный стандарт ИСО 9000);
- организационную структуру системы управления качеством. В этом случае в тексте Руководства приводятся ссылки на подробные документированные процедуры, которые содержатся отдельно в виде рабочих инструкций по выполнению того или иного вида деятельности.
Руководство может содержать также и подробные документированные процедуры, которые приводятся в виде отдельных разделов Руководства.
В таком случае Руководство включает документацию, относящуюся к первому и второму уровням системы качества.
ДП СК в этом случае формируются как логически взаимоувязанные разделы Руководства. Для удобства и наглядности разделам рекомендуется давать названия, соответствующие названиям элементов системы качества или названиям видов деятельности соответствующих структурных подразделений организации, которые должны охватывать характерные для данного вида деятельности элементы.
Рекомендуемые варианты структуры и краткое содержание «Руководства по качеству» для организации даны в приложении А.
3.10 Если организация считает свою систему управления (менеджмент) конфиденциальной и не подлежащей разглашению, тогда допускается разрабатывать отдельно «Руководство по управлению качеством» и «Руководство по обеспечению качества». Первое служит для служебного использования, второе — для внешних целей.
Руководство по управлению качеством должно устанавливать структуру и функции системы управления качеством, статус, ответственность, полномочия и права административно-управленческого персонала, а также методы и виды деятельности оперативного характера.
Руководство по обеспечению качества должно устанавливать статус, функции, ответственность, полномочия и права инженерно-технического и производственного персонала, а также методы, средства и приемы выполнения производственных, технических и иных процедур, необходимых для обеспечения требований к качеству объекта.
3.11 Документированные процедуры системы качества должны содержать описание деятельности структурных подразделений организации, необходимой для внедрения элементов системы качества, указанных в п.4.6, а также описание последовательности действий рабочего, обслуживающего персонала и специалистов, осуществляющих запланированную деятельность в рамках системы качества.
Статус структурных подразделений организации и их функции описываются в Положениях о подразделениях или службах.
Методы, рабочие операции и последовательность действий при выполнении того или иного вида деятельности отдельным работником, который несет за эту деятельность персональную ответственность, описываются в Инструкциях или в Руководстве по качеству на основании требований проектной и нормативно-технической документации, а также действующих методических материалов.
Обязанности, полномочия и права отдельных работников в части обеспечения качества описываются в должностных инструкциях персонала организации.
Рекомендуемые состав и содержание ДП СК для организации даны в приложении Б.
3.12 Организацию и координацию работ, связанных с разработкой и внедрением системы качества, осуществляет служба качества организации. Численность сотрудников этой службы зависит от размера организации и сложности возложенных на нее функций. Ответственность за разработку и внедрение документов системы качества, а также эффективное ее функционирование, возлагается на руководителя организации, а за организацию и координацию этой деятельности — на руководителя службы качества.
Службу качества может возглавлять заместитель руководителя, главный инженер или начальник ОТК организации.
3.13 По поручению руководителя организации и под руководством руководителя службы качества разработку документов системы качества осуществляют специалисты по качеству данной организации при участии руководителей структурных подразделений, задействованных в системе качества. Если такие специалисты в организации отсутствуют, то разработку документов осуществляют специалисты сторонних специализированных организаций на контрактных условиях с данной организацией.
3.14 Внедрение документов системы качества осуществляется после введения в действие документов системы приказом руководителя организации и доведения требований документов системы качества до персонала организации в виде должностных обязанностей.
3.15 Руководством организации периодически осуществляются проверки функционирования и анализ эффективности действующей системы качества.
Анализ политики и целей в области качества проводит руководство высшего звена, а анализ качества конкретных видов деятельности — руководство, несущее административную ответственность за качество.
Проверки функционирования в организации системы качества осуществляются экспертами организации, назначенными руководством организации, в соответствии с планом проверок, утвержденным руководством организации. Организация может пригласить для проведения внутренней проверки орган по сертификации систем качества с последующей сертификацией системы качества организации, если для этого будут основания.
Сертифицированные системы качества дают организации преимущество в тендерных торгах на получение государственных и иных заказов, особенно от зарубежных инвесторов, при получении лицензии, а также возможность не производить сертификацию продукции в течение 2—3 лет.
Результаты проверки системы качества должны быть оформлены отчетом о проверке, протоколом проверки и доведены до сведения сотрудников организации. При необходимости производятся корректирующие действия, направленные на устранение причин нарушений функционирования системы качества.
Проверки системы качества в организации проводятся в соответствии с ДП СК «Порядок проверки эффективности системы качества организации», составленными с учетом требований ГОСТ Р 10011-1.
4 ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
4.1 Планирование и управление качеством является функцией управляющего персонала организации, к которому относятся руководство организации и руководители всех ее структурных подразделений.
4.2 Планирование качества в организации осуществляется путем разработки программ качества на возведение конкретных строительных объектов. Программы качества являются составной частью бизнес-плана, который, в свою очередь, является моделью деятельности организации в рыночных условиях, то есть новой прогрессивной формой плана.
Бизнес-план включает цели и задачи, которые ставятся перед организацией на ближнюю и дальнюю перспективы, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о предложениях подряда. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции, в том числе для достижения и поддержания требуемого качества различных видов деятельности в организации.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются размером организации и рынка сбыта, перспективами ее роста и числом конкурентов.
4.3 Программа качества должна определять конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности по каждому возводимому объекту и каждому запланированному в организации процессу, направленные на обеспечение конкретных требований к выполняемым работам и возводимым объектам.
При проверке сметы на строительство необходимо проверить наличие расчета затрат на обеспечение требуемого уровня качества и соответствие его результатов данным, приведенным в программе качества. В случае несоответствия необходимо сообщить об этом заказчику и решить вопрос финансовой обеспеченности требуемого уровня качества строительства.
При расчете затрат на обеспечение качества строительных объектов следует учитывать также стоимость поддержания их требуемого уровня качества в период гарантийного срока. Рекомендуемые структура и состав программы качества приведены в приложении В.
4.4 Бизнес-план и программы качества разрабатывает руководящий работник организации, на которого возложены функции по менеджменту (главный менеджер), совместно с руководителем организации и руководителем службы качества. Должна быть предусмотрена ответственность за составление программы качества и бизнес-плана. Ответственность за составление программы качества может быть возложена на руководителя службы качества, а бизнес - плана — на главного менеджера или руководителя организации.
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5