Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений.
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
МДС 81-2.99
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы,
изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку
грузов для строительства и капитального
ремонта зданий и сооружений
Дата введения 2000-01-01
РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве и Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России (руководитель - В.А. Степанов, ответственный исполнитель - Л.Н. Крылов, исполнители В.Н. Маклаков, И.И. Дмитренко, Т.Л. Грищенкова, Е.Н. Дорожкина, Г.А. Шанин, Г.П. Шпунт, В.А. Белов).
РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии по разработке документов по ценообразованию в строительстве Госстроя России.
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2000 года Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 года № 80.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические
указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на
материалы, изделия, конструкции и сметных цен на перевозку грузов для
строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (в
дальнейшем - Методические указания) разработаны во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и предназначены для разработки сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции (далее - сборники СЦ на материалы) и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (далее - сборники СЦ на перевозку грузов для строительства) с целью обеспечения организациями-разработчиками единого порядка разработки этих документов и подготовки к обработке на машинных носителях.
Указанные сборники применяются в обязательном порядке при строительстве, осуществляемом за счет средств государственных бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Они являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации, и используются при разработке сборников ЕР различного назначения (федеральныx, региональных, отраслевых).
Порядок разработки сметных цен, установленный настоящими Методическими указаниями, является обязательным для всех организаций-разработчиков.
1.2. Сметные цены определяют нормативную сумму затрат на материалы (на установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки.
1.3. Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ и применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.
1.4. Сборники СЦ на материалы по своему назначению подразделяются на:
федеральный, территориальные, отраслевые.
Сборники СЦ на материалы разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
1.4.1. Федеральный сборник СЦ на материалы, разрабатываемый в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждается и вводится в действие Госстроем России с включением в Перечень действующих нормативных документов в строительстве и является основой для разработки сборников федеральных единичных расценок (сборников ФЕР).
1.4.2. Территориальные сборники СЦ на материалы, включающие в свой состав полный набор материалов, применяемых в соответствующем регионе, и разрабатываемые для административно-территориальных единиц Российской Федерации (регионов), утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с требованиями руководящих документов по строительству (РДС 10-202-94).
Территориальные сборники СЦ на материалы служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных единицах (регионах) страны.
1.4.3. Отраслевые сборники СЦ
на материалы, включающие в свой состав полный набор материалов,
используемых для производственных объектов, и разрабатываемые для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.), утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами (далее - федеральные органы и отраслевые структуры), согласовываются, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с требованиями руководящих документов по строительству (РДС 10-201-94).
Отраслевые сборники СЦ на материалы, разработанные и утвержденные федеральными органами и отраслевыми структурами, после согласования с Госстроем России могут быть включены отдельными разделами в Федеральный сборник СЦ на материалы.
Отраслевые сборники СЦ на материалы, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам, в том числе линейным.
1.5. Сборники СЦ на перевозки грузов для строительства разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
Сборники СЦ на перевозки грузов для строительства по своему назначению подразделяются на территориальные и отраслевые и предназначаются для определения транспортных расходов при составлении сметных цен на материалы, изделия и конструкции.
1.5.1. Территориальные сборники СЦ на перевозки грузов для строительства, разрабатываемые для каждой из территориальных единиц Российской Федерации, содержат сметные цены на услуги, связанные с железнодорожными, автомобильными, речными (морскими), тракторными и другими перевозками. Сборники утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов Российской Федерации, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с РДС 10-202-94.
1.5.2. Отраслевые сборники СЦ на перевозки грузов для строительства, разрабатываемые для специализированных видов строительства, содержат сметные цены на услуги, связанные с железнодорожными, автомобильными, речными (морскими), тракторными и другими перевозками. Сборники утверждаются и вводятся в действие федеральными органами и отраслевыми структурами, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с РДС 10-202-94.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ СБОРНИКОВ СМЕТНЫХ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ И СБОРНИКОВ СМЕТНЫХ ЦЕН НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
2.1. Общее методическое руководство разработкой сборников СЦ, координацию и контроль за разработкой осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).
2.2. Разработка Сборника СЦ на материалы федерального назначения производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования. В техническом задании указываются основания для разработки Сборника СЦ на материалы, сроки (этапы) выполнения работ, основные цели и задачи, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при разработке, и общая стоимость работ.
Разработанный проект Сборника СЦ на материалы проходит экспертизу в организациях, рекомендуемых Управлением ценообразования. Экспертные заключения рассматриваются Межведомственной комиссией (МВК) по разработке документов по ценообразованию в строительстве Госстроя России и на их основе организации-разработчики вносят в проект Сборника СЦ на материалы соответствующие коррективы.
Откорректированный Сборник СЦ на материалы передается в Управление ценообразования, которое представляет его на утверждение в установленном порядке.
2.3. Для контроля за ходом
работ, связанных со сбором, анализом и обработкой исходных данных для
разработки территориальных сборников СЦ на материалы, образуются
межведомственные комиссии (МВК) при администрациях субъектов
Российской Федерации. В состав МВК целесообразно включать представителей администрации субъекта Российской Федерации, регионального центра по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), территориального органа экспертизы и лицензирования строительной деятельности, ведущих подрядных строительных организаций и предприятий стройиндустрии, институтов-разработчиков сметных цен для конкретного региона, управлений (отделений) железных дорог МПС России, территориальных сбытовых организаций, транспортных предприятий и хозяйств, основных организаций-заказчиков, представителей субподрядныx организаций и др.
2.4. Разработка
территориальных сборников СЦ на материалы и территориальных сборников
СЦ на перевозку грузов для строительства осуществляется организациями-разработчиками под руководством региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), прошедших аккредитацию в Госстрое России. В тех регионах, где центры не созданы или не прошли аккредитацию, руководство разработкой сборников осуществляется МВК, создаваемыми соответствующими решениями органов управления. Организации-разработчики территориальных сборников СЦ назначаются решениями администрации соответствующего субъекта Российской Федерации из числа ведущих региональных организаций по строительному проектированию.
Разработанные проекты территориальных сборников СЦ проходят соответствующую территориальную экспертизу. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят необходимые коррективы. Откорректированные материалы передаются в РЦЦС для рассмотрения и утверждения администрацией субъекта Российской Федерации. Утвержденные территориальные сборники СЦ регистрируются в Госстрое России, после чего включаются в состав действующей сметно-нормативной базы.
2.5. Разработка отраслевых сборников СЦ на материалы и отраслевых сборников СЦ на перевозку грузов для строительства осуществляется, как правило, ведущими отраслевыми институтами по строительному проектированию, назначаемыми федеральными или отраслевыми органами управления, на основе соответствующих договоров.
Разработанные проекты отраслевых сборников СЦ проходят экспертизу в отраслевых экспертных органах. Откорректированные материалы представляются на заключение (согласование) в Госстрой России, утверждаются соответствующими федеральными органами или отраслевыми структурами и вводятся в действие.
2.6. Утвержденные сборники СЦ всех назначений в целях их регистрации и включения в Перечень действующих нормативных документов в строительстве представляются в Управление ценообразования Госстроя России в 2 экземплярах на бумажных и машинных носителях.
2.7. Финансирование разработок сборников СЦ всех назначений рекомендуется осуществлять заинтересованными министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, отраслевыми структурами, администрациями субъектов Российской Федерации с учетом отчислений заказчиков на создание сметно-нормативной базы согласно письму Госстроя России от 15.04.98 № БЕ-19-10/12, а также исходя из возврата на договорной основе затраченных на разработку и издание средств за счет реализации изданной продукции.
Утвержденные сборники СЦ всех назначений передаются на издание и распространяются в установленном порядке.
2.8. Разработка сборников СЦ всех назначений осуществляется в следующей последовательности:
составление макета сборника;
корректировка (проверка) исходных данных с отбором информации (условия поставки, расстояния и др.) в соответствии с полученным заданием на разработку;
разработка сметных цен на основе исходных данных;
компоновка и оформление проекта сборника;
рассмотрение проекта документа МВК (РЦЦС);
корректировка проекта сборника по полученным замечаниям и представление на утверждение.
2.9. Макет сборника СЦ на материалы разработчиками составляется по форме, приведенной в прил. 1. В ценах, помещаемых в таблицу, не учитывается НДС и налог с продаж.
Для сборников СЦ на материалы за основу принимается номенклатура материалов, изделий и конструкций, имеющаяся в действующих сборниках СЦ. В состав макета включаются материалы, которые используются непосредственно в регионе или отрасли. Номенклатура должна предусматривать новые виды материалов, применяемых в данной отрасли, регионе или конкретном проекте.
Номенклатура сборников (каталогов) должна быть проанализирована и откорректирована с учетом более удобного применения. Так номенклатуру железобетонных и бетонных изделий нового сборника (каталога) целесообразно принять в единицах измерения на куб. м, кв. м, п.м с применением соответствующих доплат за стоимость арматуры, закладных деталей, улучшенную отделку и т.п. на те же единицы измерения.
2.10. При подготовке макета сборника СЦ на перевозку грузов для строительства разработчиками уточняется номенклатура сметных цен, которые должны войти в сборник. При этом за основу принимается номенклатура строительных грузов, имеющаяся в действующем сборнике СЦ на перевозки. В номенклатуру должны быть включены в обязательном порядке новые виды строительных грузов.
2.11. Сборники СЦ на материалы и сборники СЦ на перевозку грузов для строительства рекомендуется постоянно поддерживать на машинных (электронных) носителях с систематической корректировкой (обновлением, перерасчетом).
3. РАЗРАБОТКА СБОРНИКОВ СМЕТНЫХ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ И СБОРНИКОВ СМЕТНЫХ ЦЕН НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
3.1. Исходные данные для разработки сборников сметных цен на материалы и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства
3.1.1. Исходными данными для разработки Федерального сборника СЦ на материалы являются:
Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) в пяти частях, а также сборник (СНиП IV-4-82), часть V "Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ", утвержденные Госстроем СССР;
отпускные цены поставщиков материальных ресурсов в базовом районе (Московская область) по состоянию на 1 января 2000 г.;
расчетные показатели и средний размер затрат по данным транспортных предприятий на автомобильные, железнодорожные, речные (морские) и другие перевозки строительных грузов по их укрупненной номенклатуре в границах базового района (Московская область) по состоянию на 1 января 2000 г.;
стоимость услуг снабженческих организаций (включая внешнеэкономические по таможенным пошлинам и сборам), товарных бирж, осуществляющих обеспечение строек государственного заказа Московской области отдельными видами материально-технических ресурсов;
заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию материалов.
3.1.2. Исходными данными для разработки территориальных сборников СЦ на материалы являются:
действующий региональный сборник СЦ на материалы, применяемый в соответствующем регионе;
отпускные цены поставщиков материальных ресурсов в соответствующей административно-территориальной единице страны по состоянию на 1 января 2000 г.;
территориальные сборники СЦ на перевозку грузов для строительства;
стоимость услуг снабженческих организаций (включая внешнеэкономические по таможенным пошлинам и сборам), товарных бирж, обеспечивающих снабжение региональных строек государственного заказа отдельными видами материально-технических ресурсов;
заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию материалов.
3.1.3. Исходными данными для разработки отраслевых сборников СЦ на материалы являются:
ранее разработанные для специализированных строек (в т.ч. линейных) ведомственные каталоги сметных цен на местные строительные материалы;
Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) в пяти частях, а также аналогичный сборник (СНиП IV-4-82), часть V "Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ", утвержденные Госстроем СССР, по разделам Сборника, касающимся специальных видов работ;
отпускные цены поставщиков специальных видов материальных ресурсов в соответствующих административно-территориальных единицах страны по состоянию на 1 января 2000 г.;
отраслевые сборники СЦ на перевозку грузов для строительства;
стоимость услуг снабженческих организаций - (включая внешнеэкономические по таможенным пошлинам и сборам), товарных бирж, обеспечивающих снабжение специализированных ведомственных строек государственного заказа отдельными видами материально-технических ресурсов;
заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию материалов.
3.1.4. Исходными данными для разработки территориальных и отраслевых сборников СЦ на перевозку грузов для строительства являются:
Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91), часть I "Железнодорожные и автомобильные перевозки", часть II "Речные перевозки";
действующие системы тарифов на железнодорожные, автомобильные, речные (морские) и другие перевозки, стоимость погрузочно-разгрузочных работ в портах, портовых сборов в комплексе с системой индексации на указанные тарифы, сборы и услуги;
разработанные территориальные сборники СЦ на машины для определения стоимости тракторных перевозок и сопровождаемых их погрузочно-разгрузочных работ.
расчетные показатели и средний размер затрат по данным транспортных предприятий на все виды перевозок строительных грузов по их укрупненной номенклатуре.
3.2. Содержание и структура сборников сметных цен на материалы
3.2.1. Сборники СЦ на материалы всех назначений предусматривают в своем составе сметные цены по состоянию на 1 января 2000 г.
Форма таблицы сборника СЦ на материалы приведена в прил. 1.
3.2.2. Сборники (каталоги) сметных цен на материалы состоят из следующих частей:
Часть I "Материалы для общестроительных работ";
Часть II "Строительные конструкции и изделия";
Часть III "Материалы и изделия для санитарно-технических работ";
Часть IV "Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы";
Часть V "Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ".
Каждый сборник включает техническую часть, разделы по видам материалов, изделий и конструкций, содержание (оглавление) и алфавитный указатель.
3.2.3. Оформление обложки, титульных листов и первой страницы Федерального сборника СЦ на материалы следует осуществлять в соответствии с прил. 2, а оформление обложки территориальных и отраслевых сборников СЦ на материалы - согласно прил. 3.
3.2.4. В ходе разработки и
применения сборников СЦ на материалы целесообразно соблюдать принцип
материалов-представителей, выделяемых из группы однородных ресурсов
по унифицированной номенклатуре, аналогичной приведенным в приложении
4 (форма № 4) к Методическим рекомендациям (письмо Госстроя
России от 04.06.93 № 12-146), и в приложении 2 (форма № 4) к Методическим рекомендациям (письмо Госстроя России от 05.11.93 № 12-275). Данный подход позволяет сократить количество наименований ресурсов, по которым ведется прямое отслеживание (маркетинг) отпускных цен текущего уровня. Прямое отслеживание следует вести по материалам-представителям. По остальным ресурсам соответствующей группы, примыкающим к материалу-представителю, отпускные цены при очередном их фиксировании определяются прямым применением текущего индекса изменения стоимости материалов, рассчитанного по материалу-представителю.
3.2.5. Ресурсы, включаемые в состав сборников СЦ на материалы, подразделяются по классам продукции и группам, кодируются в зависимости от их назначения по десятизначной системе с применением Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301, а также отраслевого классификатора. При этом соблюдается принцип: первые два знака означают класс продукции, следующий знак - подкласс продукции, после чего два знака - группа и подгруппа продукции, затем один знак - вид продукции, а остальные знаки - порядковый номер материала, изделия или конструкции.
Эталонная запись кодов приведена в прил. 4.
3.3. Разработка сборников сметных цен на материалы
3.3.1. Сметная цена на материал формируется на основе следующих ее составляющих элементов:
отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.
3.3.2. Для получения информации о материалах, поставляемых в регион для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, в ремонтно-строительные подразделения, предприятия-изготовители соответствующей продукции, снабженческие и другие организации направляются опросные листы по установленной в регионе форме, где должны быть приведены следующие данные:
наименования материалов;
коды ОКП и отраслевой;
единицы измерения;
вид "франко", принятый в отпускных ценах;
отпускные цены предприятия-поставщика;
наценки снабженческих организаций.
Представляемая информация о поставляемой продукции и ценах подлежит анализу и обработке в организации-разработчике сборников СЦ на материалы и в РЦЦС (МВК).
Результаты анализа, обработки и обобщения полученной информации о стоимости материалов отражаются в форме калькуляции, приведенной в прил. 5. Аналогично составляются калькуляции для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также для специализированных строек, в т.ч. линейных.
По решению МВК допускается приведение отпускных цен на одноименную продукцию к уровню средневзвешенных (средних) цен.
3.3.3. Транспортная составляющая сметной цены в территориальных и отраслевых сборниках СЦ на материалы может определяться на основе:
фиксированного на определенный период процента (доли) к усредненной отпускной цене на любой вид или на соответствующий вид (группу) материалов, используемых в регионе;
расчетов стоимости, составляемых исходя из фактически сложившейся в регионе или расчетной (прогнозной), т.е. установленной участниками строительства, транспортной схемы поставки соответствующего вида (группы) материалов.
Для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также для специализированных строек, в т.ч. линейных, рекомендуется вести определение сметных цен на материалы на основе транспортных схем, обоснованных проектом организации строительства (ПОС).
Для отдельных наименований продукции (например: стальные строительные конструкции, поставляемые с заводов-изготовителей, расположенных вне территории региона, сборные железобетонные конструкции пролетных строений мостов и т.п.) транспортная составляющая сметной цены в сборнике (каталоге) не учитывается. В этих случаях она рассчитывается по фактической транспортной схеме при составлении сметной документации, о чем в технической части соответствующего сборника СЦ на материалы делается необходимая запись.
3.3.4. Метод определения в регионе транспортной составляющей в проценте (доле) к усредненной отпускной цене основывается на базе статистических и бухгалтерских данных.
В качестве статистических данных могут быть использованы сведения о затратах по транспортировке грузов строительного характера из строки 14 формы № 5-з (квартальная) федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.11.98 № 110, а также аналогичные сведения из региональных источников.
В качестве бухгалтерских данных могут быть использованы сведения из первичного бухгалтерского учета подрядных организаций (счет № 20).
На основании статистических и бухгалтерских данных, полученных за какой-то фиксированный период (например, за предыдущий отчетный год), определяется стоимость перевозок строительных грузов. При этом стоимость перевозок может быть дифференцирована раздельно по видам перевозок (автомобильным, железнодорожным, водным и другими видами транспорта).
Затраты по перевозке, соотнесенные к затратам на приобретение материальных ресурсов составляют процент (долю) к отпускным ценам. Расчеты могут быть проведены как в целом по всей номенклатуре, так и дифференцированно - по видам (группам) материалов. Анализ транспортной составляющей целесообразно продолжать и в последующем для выявления более точной зависимости и тенденции в изменении этой зависимости. С этой же целью для сопоставления могут быть использованы статистические и бухгалтерские данные за предыдущие годы, а также сметная и расчетная документация по ранее завершенным стройкам.
3.3.5. При определении в регионе или по отдельной крупной стройке транспортной составляющей исходя из транспортных схем поставки материальных ресурсов следует провести анализ или расчеты согласно пунктам 3.3.6 - 3.3.10, а также разработать и использовать сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства по элементам затрат, имеющим место при доставке ресурсов на стройки.
Транспортные схемы с расстояниями, видами транспортирования и другими условиями поставки по соответствующим видам (группам) ресурсов фиксируются в регионе по состоянию на 1 января 2000 г. Целесообразно предусмотреть возможность уточнения этих схем в последующий период на основе изменяющихся исходных данных.
При этом могут быть использованы транспортные схемы на основе:
фактически сложившихся параметров по состоянию на 1 января 2000 г., которые могут быть установлены в результате анализа и обобщения бухгалтерских документов, в том числе усредненных расстояниях перевозки, видов транспорта, а также других условий поставки ресурсов;
расчетных обоснований, с использованием зафиксированных в регионе.
3.3.6. При определении исходных данных по всем видам материалов следует принимать реальные и наиболее экономичные схемы их перевозки от предприятий-изготовителей (поставщиков) до районов сосредоточенной застройки.
Транспортные схемы в зависимости от вида "франко", принятого в отпускных ценах на материалы, должны учитывать условия и расстояния их транспортировки последовательно:
от предприятия-поставщика до станции (порта, пристани) отправления;
от станции (порта, пристани) отправления до станции (порта, пристани) назначения, на которой имеется база (склад) подрядной организации;
от станции (порта, пристани) назначения до приобъектного склада строительной площадки;
от предприятия-поставщика до приобъектного склада строительной площадки (при прямых перевозках).
Наиболее распространенные виды возможных транспортных схем приведены в прил. 6.
Места приемки и разгрузки
материалов на железнодорожных станциях, открытых для грузовых операций, на которых имеются склады (базы) подрядной организации, или на ведомственных ветках (собственных или арендуемых, включая ветки строительных баз), должны быть подтверждены управлением (отделением) железной дороги МПС России. При определении расстояний поставок материалов по железной дороге должны учитываться установленные нормальные направления грузопотоков с соблюдением минимальных расстояний, на которые железная дорога принимает к транспортировке материалы, а также степень загрузки железной дороги в соответствующем районе.
Автомобильные перевозки материалов, как правило, следует принимать на расстояние до 200 километров. В отдельных случаях (отсутствие железных дорог в районе изготовления и потребления строительных грузов, непринятия железной дорогой этих грузов и в других подобных случаях) перевозка материалов автомобильным транспортом на расстояние более 200 км допускается по согласованию с МВК.
Транспортные схемы на местные материалы не должны учитывать использование перевалочных баз и складов, за исключением смешанных перевозок, при которых использование прирельсовых (припортовых) складов обусловлено технологией перевозки и хранения грузов. В случае, когда по местным условиям, в виде исключения, доставка материалов производится с использованием промежуточных баз (складов), дополнительные транспортные затраты, обоснованные проектом организации строительства (ПОС) или другими обосновывающими документами, должны учитываться в виде поправок непосредственно в сметной документации.
При строительстве в городах на территории застроенных кварталов, если ПОС предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования бетонных и железобетонных изделий, других материалов и конструкций, дополнительные затраты на транспортировку этих изделий и погрузочно-разгрузочные работы определяются расчетом, исходя из количества изделий, завозимых на перевалочную базу, и учитываются непосредственно в сметах.
3.3.7. Сведения об источниках получения материалов, способах и расстояниях их доставки на строительные площадки (территории строительства) с указанием используемых транспортных средств и видов дорог приводятся в сводной ведомости, составляемой организацией-разработчиком на основе данных подрядных организаций, определенных МВК, по форме прил. 7. Указанная ведомость утверждается МВК. В дальнейшем она постоянно отслеживается и при необходимости корректируется и переутверждается с учетом мнения участников строительства.
3.3.8. В отдельных случаях, при соответствующих обоснованиях, могут предусматриваться тракторные перевозки. При этом организации-разработчики сметных цен, исходя из реальных условий обеспечения строек этими перевозками, определяют их удельный вес (долю) на основании материалов, представленных подрядными организациями, и с учетом перспективы развития сети автомобильных дорог в регионе.
При перевозке материалов в смешанных перевозках (автомобилями и тракторами) следует учитывать в зависимости от местных условий либо перевалку с одного вида транспорта на другой, либо использование тракторов для буксировки автомобилей.
3.3.9. Стоимость подачи и уборки вагонов следует принимать в соответствии с территориальным (отраслевым) сборником СЦ на перевозку грузов для строительства, вводимого в действие с 1 января 2000 г.
Расчет затрат на подачу (уборку) несамоходных грузовых судов с расформировочного рейда порта к причалам грузоотправителя (грузополучателя) под погрузку (выгрузку) материалов необходимо выполнять с участием строительных организаций по форме, приведенной в прил. 8.
Размер затрат на паромную переправу автомобильного транспорта через реку определяется по данным организации-владельца переправы, а при отсутствии таких данных - по расчету, составленному в соответствии с формой, приведенной в прил. 9.
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4