МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ СИЛИКАТНЫХ КРАСОК ДЛЯ РАЗМЕТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Москва 1986
Утверждены зам. директора Союздорнии
кандидатом технических наук В. М. Юмашевым
Одобрены Техническим управлением
Минавтодора ТаджССР (письмо № 2/18-345
от 3.9.85)
Изложены сведения о материалах для приготовления силикатных красок , требования к ним и способ разметки дорожных покрытий.
Составы красок разработаны на основе местных материалов.
Применение силикатной краски позволит получить экономический эффект за счет снижения стоимости применяемых материалов , сокращения расходов силикатной краски и экономии энергетических ресурсов.
Стоимость краски в 8-10 раз ниже , чем применяемой в настоящее время для разметки автомобильных дорог краски ЭП-51-55.
Предисловие
Для разметки дорожных
покрытий в СССР применяют эмаль ЭП-51-55 и нитроэмаль № 132 в
растворе легколетучих органических растворителей. Долговечность
разметки
,
устроенной на основе эмали ЭП-51-55 , - 3-4 мес , на нитроэмали № 132 - 1 , 5-2 мес , что приводит к необходимости частого обновления разметок за сезон.
В связи с дефицитностью органических красок и сокращением сырьевых источников остро встал вопрос о необходимости замены органических красок водорастворимыми (применение последних более оправдано и с экологической точки зрения).
“Методические рекомендации по приготовлению и применению силикатных красок для разметки автомобильных дорог” разработаны на основе результатов лабораторных исследований и опытно-экспериментальных работ , выполненных в Среднеазиатском филиале Союздорнии , по получению силикатных красок на основе местных материалов и применению их для разметки покрытий автомобильных дорог.
Стоимость силикатной краски в 8-10 раз ниже , чем применяемой в настоящее время для разметки автомобильных дорог эмали ЭП-51-55.
За счет снижения стоимости применяемых материалов , сокращения расходов краски и экономии энергетических ресурсов экономический эффект от применения 1 т силикатной краски по сравнению с применяемой эмалью ЭП-51-55 составит 1000 руб.
“Методические рекомендации” составили: канд. хим. наук А. Н. Куманикина , канд. техн. наук А. И. Исмаилходжаев , инженеры М. Р. Устоев , И. М. Музафаров , В. И. Назаров.
1. Общие
положения
1.1. Силикатная краска для разметки автомобильных дорог представляет собой суспензию пигментов и наполнителей в жидком калийном стекле: одна часть жидкого калийного стекла с плотностью 1 , 15 и одна часть сухой минеральной составляющей.
1.2. Под разметкой понимаются надписи , полосы , фигуры и пр. , наносимые на проезжую часть дорог с асфальто- и цементобетонным покрытиями.
1.3. Разметка наносится строго в соответствии с ГОСТ 13508-74.
1.4. Белизна и размер разметочной полосы должны обеспечивать видимость на расстоянии не менее 100 м под углом 3-4 ° (т. Е. С высоты 1 , 5 м) и соответствовать ГОСТ 10807-78.
2.
Применяемые материалы и требования к ним
2.1. Сухая минеральная составляющая силикатных красок , представляющая собой смесь молотых минеральных пигментов и наполнителей , должна удовлетворять следующим требованиям:
Содержание влаги Не более 1 , 5%
Тонкость помола (остаток на
сите с размером ячеек 0 , 08 мм) Не более 2%
Удельная поверхность Не менее 4000 см2 /г
Цвет Белый , белый с
кремовым оттенком
2.2. Жидкое калийное стекло должно удовлетворять следующим требованиям:
Внешний вид Жидкость желтоватого
или зеленоватого оттенка
Плотность Не менее 1 , 3 г/см3
Содержание окиси калия 10 , 2 - 12 , 5%
Содержание двуокиси кремния 20 - 26%
Кремнеземистый модуль 2 , 5 - 4
2.3. Сухая составляющая силикатной краски должна быть такого состава (%):
Минеральный наполнитель (песок
кварцевый , гранит белый) 80-89
Окись титана 7 - 10
Борат кальция 0 , 5 - 1
2.4. Жидкое стекло с плотностью 1 , 3 необходимо разводить водой в соотношении 1:1 до плотности 1 , 15.
3.
Приготовление силикатной краски и требования к ней
3.1. Приготовление силикатной краски осуществляют в емкостях с перемешивающим устройством.
3.2. В емкость загружают сухую пигментную часть и жидкое калийное стекло с плотностью 1 , 15 в соотношении 1:1 и осуществляют тщательно перемешивание до получения смеси однородной консистенции.
3.3. Краска , готовая к применению , должна удовлетворять следующим показателям:
Цвет Белый , оттенок
не нормируется
Вязкость по воронке ВЗ-4
при 20 ° С Не менее 14-16 с
Укрывистость в пересчете на
сухую пленку Не менее 150 г/м2
Время высыхания при 18 - 20 ° С Не более 20-30 мин
Стойкость пленки к действию
воды при 18 - 22 ° С Не менее 24 ч
Стойкость пленки к действию
3%-ного раствора хлористого
натрия при 18 - 22 ° С Не менее 24 ч
Период силикатизации Не более 8 ч
Коэффициент истираемости 0 , 8 - 0 , 9
Прочность пленки при изгибе
по шкале гибкости Не более 10 мм
3.4. Полученную краску через сито загружают в бак разметочной машины.
3.5. Приготовленная краска должна быть использована в течение 8 ч.
4.
Технология устройства разметки дорог силикатной краской
4.1. Разметку необходимо производить при сухой погоде и температуре воздуха не ниже 20 - 25 ° С.
4.2. Для разметки следует использовать разметочные машины (марки ДЭ-2 , ДЭ-3 и др.) или краскопульт.
4.3. Перед заправкой
краскопульт
,
баки
,
шланги надлежит тщательно промыть водой
,
проверить работу краскопульта
, исправность компрессора , предохранительных , измерительных и пусковых приборов , прочность и надежность крепления шлангов. В каждом конкретном случае должна быть отработана оптимальная высота поднятия краскопульта в целях обеспечения равномерного нанесения краски на покрытие.
4.4. Общий объем краски должен быть в пределах 0 , 5-0 , 75 объема бака машины.
4.5. Проезжую часть размечают в один слой. Расход краски - 250-300 г. на 1 м2 .
4.6. Разметочная машина должна двигаться вдоль намеченной мелом линии.
4.7. Через 3-5 мин после нанесения краски можно открывать движение.
4.8. Каждые 2-3 ч (после разового использования бачка машины) необходимо тщательно промывать краскопульт , шланги и бачок водой.
5.
Контроль качества
5.1. Поставку и приемку красок следует проводить партиями. За партию принимают укомплектованное жидким калийным стеклом количество сухой пигментной части , не превышающее дневной выработки предприятия. В партию входят сухая пигментная часть и жидкое калийное стекло в соотношении 1:1 по массе.
5.2. Компоненты краски необходимо поставлять в двухтарной упаковке (отдельно сухую пигментную часть и жидкое калийное стекло).
5.3. Отбор проб сухой пигментной части для испытания должен проводиться по ГОСТ 9980-80 , а жидкого калийного стекла - по ГОСТ 13078-81.
5.4. Проверку качества сухой пигментной части , жидкого калийного стекла и готовой к применению краски необходимо проводить один раз в смену.
5.5. Испытание красок и их составных частей следует проводить при температуре 20 ± 2 ° С.
5.6. Содержание влаги в сухой пигментной части следует определять по ГОСТ 21119.1-75.
5.7. Тонкость помола сухой пигментной части следует определять по остатку на сите с размером ячеек 0 , 2 мм по ГОСТ 3584-73 после мокрого просеивания (ГОСТ 21119.4-75).
5.8. Наличие бората кальция в
сухой пигментной части краски рекомендуется определять следующим
образом: в фарфоровый тигель засыпают 0
,
5
- 1 г высушенной пробы сухой пигментной части
,
затем добавляют 0 , 5 - 1 г фтористого кальция (или фтористого натрия); смесь смачивают двумя-тремя каплями концентрированной серной кислоты и тщательно перемешивают стеклянной палочкой. Полученную смесь на стеклянной палочке подносят к пламени горелки , не касаясь его. При наличии бората кальция край пламени через некоторое время окрашивается в светло-салатный цвет.
5.9. Внешний вид жидкого калийного стекла допускается определять путем его просмотра в проходящем рассеянном дневном свете. Для этого жидкое стекло наливают в 100-мл стеклянный колориметрический цилиндр и невооруженным глазом отмечают оттенок стекла (желтоватый или зеленоватый).
5.10. Плотность жидкого калийного стекла следует определять в соответствии с ГОСТ 13078-81.
5.11. Для того чтобы определить содержание окиси калия в жидком стекле , необходимо установить щелочность раствора жидкого стекла титрованием соляной кислотой. С этой целью 1-2 г раствора жидкого калийного стекла отвешивают на часовом стекле и переносят горячей водой в колбу вместимостью 250 мл для титрования. Воды в колбе должно быть не менее 100 мл. Раствор тщательно взбалтывают.
Титрование начинают после остывания колбы с раствором: прибавив две капли раствора бромкрезолового пурпурового , титруют 0 , 1 н раствором соляной кислоты до желтой окраски.
Количество окиси калия (К2 О , %) определяют по формуле
,
где V - количество 0,1 н раствора соляной кислоты, затраченное на титрование, мл;
0,0047 - коэффициент для пересчета количества 0,1 н раствора соляной кислоты в окись калия, мл;
b - исходная навеска жидкого калийного стекла, г.
Титрование проводят трижды и берут среднее арифметическое значение двух близких определений.
5.12. Содержание двуокиси кремния в жидком калийном стекле следует определять методом титрования соляной кислотой.
В колбу с раствором жидкого стекла после определения щелочности добавляют 3-4 г кристаллического фтористого натрия, две капли раствора бромкреозолового пурпурного, взбалтывают и титруют 1 н раствором соляной кислоты до получения винно-красного цвета.
Предварительно в каждой вновь полученной банке фтористого натрия определяют примесь двуокиси кремния. Для этого в колбу доливают 10 мл дистиллированной воды и проводят титрование по описанной выше методике.
Количество двуокиси кремния (SiO2 , %) определяют по формуле
,
где V1 , V2 - количество 1 н раствора соляной кислоты, затраченное на титрование соответственно пробы и примеси двуокиси кремния во фтористом натрии, мл;
0,015 - количество двуокиси кремния, соответствующее 1 мл 1 н раствора соляной кислоты, г;
b - навеска пробы, г.
Титрование проводят трижды и берут среднее арифметическое значение двух близких определений.
5.13. Определение кремнеземистого модуля (М ) жидкого калийного стекла проводят расчетным путем по формуле
,
где S , K - содержание соответственно двуокиси кремния и окиси калия, %;
А - отношение молекулярной массы окиси калия к молекулярной массе двуокиси кремния, равное 1,5684.
Определение содержания окиси калия, двуокиси кремния в жидком калийном стекле и кремнеземистого модуля производят реже одного раза в месяц и при поступлении новой партии силикат-глыбы.
5.14. Для определения цвета краски необходимо сравнить цвет исследуемой краски с эталоном.
Жидкое калийное стекло разбавляют водой до плотности 1,15. К 50 мл жидкого стекла при непрерывном перемешивании добавляют 50 г сухой пигментной части.
Смесь перетирают в ступке, наносят кистью на белую плотную бумагу и после высыхания сравнивают с эталоном.
5.15. Вязкость краски, готовой к применению, следует определять по ГОСТ 8420-74.
5.16. Кроющую способность краски определяют по ГОСТ 8784-75.
5.17. Чтобы установить время
высыхания краски, необходимо на пластинку с нанесенным покрытием
толщиной 20-25 мк, после определенного времени высыхания при
температуре 18-20
°
С,
наложить полоску копировальной бумаги шириной 15 мм окрашенной
стороной книзу, поверх нее - деревянную пластинку площадью 1 см2
,
а на пластинку - груз весом 200 г. Через 30 с все снимают и по характеру отпечатка, полученного на пленке от копировальной бумаги, делают заключение о времени высыхания. Время практического высыхания - это промежуток времени с момента нанесения испытуемого материала до момента, когда на образующейся пленке толщиной 20-25 мк не останется цветного отпечатка от копировальной бумаги после воздействия на нее груза, при относительной влажности воздуха 60-65%.
5.18.
Водостойкость пленки рекомендуется определять следующим образом:
стальную пластинку, покрытую краской и высушенную, помещают на 2/3 высоты покрытия в дистиллированную воду и выдерживают в ней 24 ч. Затем пластинку вынимают, с помощью фильтровальной бумаги высушивают и выдерживают на воздухе 1 ч, после чего определяют внешний вид и цвет пленки. Они должны оставаться, как правило, без изменений. Допускается незначительное посветление пленки.
5.19. Стойкость пленки к действию 3%-ного раствора хлористого натрия следует определять так же, как и ее водостойкость, но прежде чем просушить пластинку с помощью фильтровальной бумаги, ее промывают водой. Внешний вид и цвет пленки должны остаться без изменения. Допускается незначительное посветление пленки.
5.20. Для установления периода силикатизации краски необходимо определить время перехода краски из растворимого состояния в нерастворимое.
Испытание проводят по ГОСТ 16976-71. При этом вместо проявленной и закрепленной фотобумаги используют копировальную бумагу черного цвета. Испытание проводит через 8 ч после нанесения краски на плотную белую бумагу. Результаты считают положительными если на копировальной бумаге не остаются отпечатки краски.
5.21. При определении коэффициента истираемости необходимо использовать метод, сущность которого заключается в сравнении износостойкости полученного образца краски и эталонной эмали ЭП-51-55.
Для определения износостойкости красок используют абразивный круг истираемости ЛКИ с 33 об./мин. Испытуемую краску наносят на образец из асфальтобетонной смеси (7х7 см) слоем 0,35мм, закрепляют на приборе и начинают испытание. Одновременно включают секундомер. Испытание считается законченным при полном истирании поверхности образца.
Для сравнения в этих же условиях определяют истираемость эмали ЭП-51-55. Коэффициент истираемости эмали приняли равным единице (или 82 об./мин). Краска с коэффициентом, равным 0,8-0,9, считается пригодной для разметки дорог.
Время определения истираемости составляет 2-5мин.
5.22. Прочность пленки при изгибе следует определять по ГОСТ 6806-73.
6.
Упаковка, транспортирование и хранение
6.1. Упаковку, транспортирование и хранение сухой пигментной части следует проводить в соответствии с ГОСТ 9980-80, жидкого калийного стекла ГОСТ 13078-81.
6.2. Сухую пигментную часть красок и жидкое калийное стекло необходимо хранить в сухих закрытых помещениях в плотной упаковке.
Температура хранения жидкого калийного стекла должна быть не ниже минус 5°С.
6.3. Комплект краски должен сопровождаться паспортами на сухую пигментную часть и на жидкое калийное стекло, а также краткой инструкцией по применению красок.
В паспортах указывают: наименование и адрес завода-изготовителя; номер партии и дату составления паспорта; шифр стандарта; срок хранения.
7.
Техника безопасности
7.1. При приготовлении и хранении красок, а также при разметке дорог необходимо руководствоваться "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте, содержании автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1978).
7.2.
Ограждение места работы и расстановка дорожных знаков при разметке
дорог должны осуществляться в соответствии с "Инструкцией по ограждению мест работы и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог" ВСН 179-73, а также ГОСТ 10807-78, ГОСТ 13508-74, главой СНиП III -4-80.
7.3. Пешеходные переходы надлежит размечать сначала на одной стороне проезжей части, затем на другой. Движение транспорта должно быть обеспечено в обоих направлениях по свободной полосе.
7.4. Рабочие, занятые на разметке, должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности и противопожарной охраны, а также обеспечены индивидуальными средствами защиты (очками, резиновыми перчатками).
7.5. При попадании краски или раствора калийного жидкого стекла на кожу необходимо это место тщательно промыть водой.
В случае попадания краски в глаза их надо немедленно промыть водой и 3%-ным раствором борной кислоты.