Нормы расхода материалов, изделий и труб на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного транспорта, строительства автомобильных дорог и метрополитена.
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
часть 8
часть 9
часть 10
СНиП 5.01.17-85
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Нормы расхода материалов, изделий и труб на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного транспорта, строительства автомобильных дорог и метрополитена
Дата введения 1986-06-01
РАЗРАБОТАНЫ проектными организациями Минтрансстроя, МГА, Минморфлота под методическим руководством НИИЭС Госстроя СССР (канд. экон. наук Л.Я. Лифшиц; Г.В. Большов; Т.Ф. Лосева; Г.Л. Санникова; Л.А. Платонова).
ВНЕСЕНЫ НИИЭС Госстроя СССР.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом нормирования расхода строительных материалов Госстроя СССР (С.А. Новикова), Отделом норм и нормативов Госплана СССР (канд. экон. наук В.А. Королев; канд. техн. наук В.Л. Соколов; К.В. Ткачев).
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства и Государственного планового комитета СССР от 29 декабря 1985 г. № 268/294.
ВЗАМЕН СН 499-77, СН 443-79, СН 526-80.
С
введением в действие СНиП 5.01.17-85 утрачивают силу "Нормы
расхода материалов и изделий на 1 млн. руб. сметной стоимости
строительно-монтажных работ. Железнодорожный транспорт. Автомобильный
транспорт и строительство автомобильных дорог" (СН 499-77),
"Нормы расхода материалов и изделий на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ. Морской транспорт. Воздушный транспорт. Метрополитены" (СН 443-79), "Нормы расходы труб на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ. Промышленное, транспортное, сельскохозяйственное, коммунальное строительство, связь. Объекты здравоохранения, просвещения, культуры и спорта. На 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий" (СН 526-80) в части норм расхода труб по объектам железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного транспорта, строительства автомобильных дорог и метрополитенов.
Общая часть
1. Настоящие нормы предназначены для расчета средних норм расхода материалов, изделий и труб на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ при определении потребности в материальных ресурсах на строительство, осуществляемое министерствами, ведомствами СССР и советами министров союзных республик*.
_________________
* Потребность в материалах, изделиях и трубах на строительство отдельных объектов или их групп следует определять по проектно-сметной документации.
2. Нормы учитывают расход материалов, определенный по рабочим чертежам и сметным нормам исходя из объемов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией на объекты строительства, принятые для разработки норм, а также затраты материалов на устройство временных зданий и сооружений, включаемые в сводные сметные расчеты на строительство, и на работы, выполняемые за счет накладных расходов, включая монтажную оснастку и приспособления для оснащения рабочих бригад.
3. В нормах учтены отходы и потери материалов при производстве строительно-монтажных работ и изготовлении строительных конструкций и изделий, а также узлов и деталей трубопроводов.
4. Нормы расхода стали определены в стали класса А-I и марки Ст3 и учитывают расход на:
изготовление арматуры и закладных деталей для сборных и монолитных железобетонных конструкций;
изготовление стальных конструкций согласно "Перечню стальных конструкций, стоимость которых включается в объемы строительно-монтажных работ, а изготовление их обеспечивается материальными ресурсами, выделяемыми для капитального строительства министерствам (ведомствам) - исполнителям работ", утвержденному Госстроем СССР;
изготовление плоских приварных фланцев с гладкими соединительными поверхностями (кроме ответных);
выполнение строительно-монтажных работ - кровельных, санитарно-технических, электромонтажных, вентиляционных, по теплоизоляции промышленного оборудования и трубопроводов и других.
Нормы расхода стали не учитывают расход стального шпунта для производства работ (кроме шпунта, предусмотренного проектом в качестве постоянного элемента конструкций в железнодорожном, воздушном, автомобильном транспорте), литья, поковок, штамповок, метизов (выпускаемых промышленностью), проволочной сетки (кроме арматурной), скобяных и других изделий, подвергаемых при изготовлении механической обработке, пружинных и катковых опор под трубопроводы, а также металлических балок для крепления котлованов при сооружении метрополитенов.
5. Нормы учитывают расход профилей и листов из алюминиевых сплавов на изготовление окон, дверей, витрин и витражей, подвесных потолков и на теплоизоляцию промышленного оборудования и трубопроводов.
6. Нормы учитывают расход цемента на изготовление бетонов и растворов всех видов (кроме цемента, необходимого для изготовления специальных железобетонных изделий и стеновых камней, номенклатура и объем производства которых устанавливаются Госпланом СССР).
Нормы определены, исходя из условий применения материалов и технологии изготовления изделий, принятых при разработке "Типовых норм расхода цемента для приготовления бетонов сборных и монолитных, бетонных, железобетонных изделий и конструкций", утвержденных Госстроем СССР.
7. Нормы расхода цемента определены в портландцементе марки 400.
Если средняя марка поставляемого потребителю цемента отличается от марки 400, то к средней расчетной норме расхода цемента следует вводить поправку П , %, на марочную прочность, рассчитываемую по формуле
где МЦ - средняя марка поставляемого цемента;
0,1 - средний коэффициент использования марочной прочности цемента (10%) на 100 единиц марки цемента.
8. В нормах расхода пиломатериалов, круглых лесоматериалов, древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит и клееной фанеры учтен их расход на изготовление деревянных и клеефанерных конструкций и столярных изделий (включая встроенные шкафы), предусмотренных проектом.
Нормы расхода пиломатериалов определены в необрезных пиломатериалах.
В нормах не учтен расход:
лесоматериалов на столбы и приставки для линий электропередачи, связи и освещения, на устройство лежневых дорог, на опалубку для изготовления сборных бетонных и железобетонных изделий;
пиломатериалов для оснований под щитовой паркет и паркетную доску.
9. Нормы расхода стекла оконного учитывают расход стекла: оконного, витринного неполированного, армированного, узорчатого, солнцезащитного, плоского закаленного и стеклопакетов, применяемого для заполнения оконных и дверных проемов, фонарей, а также на устройство внутренних перегородок.
10. Нормы расхода керамических плиток не учитывают их расход на облицовку фасадов зданий.
11. Для окраски столярных изделий, трубопроводов, стальных и других конструкций нормами предусмотрено применение безолифной шпатлевки ОКС. Расход олифы и белил определен в соответствии с требованиями документов по проектированию и строительству и "Технических правил по экономному расходованию основных строительных материалов", утвержденных Госстроем СССР.
Нормы не учитывают расход олифы на огрунтовку металлических конструкций и столярных изделий, различных видов красок и лакокрасочных материалов.
12. В нормах расхода материалов рулонных кровельных и гидроизоляционных учтен расход рубероида, стеклорубероида, фольгоизола, толя, пергамина, изола на устройство кровли, гидроизоляции и другие работы, предусмотренные проектами.
13. Нормы учитывают расход нефтебитума на изготовление мастик, грунтовок, асфальтобетонных и асфальтопесчаных смесей и битумных эмульсий, но не учитывают расход его на антикоррозионную защиту магистральных трубопроводов.
14. Нормы учитывают расход труб на:
все виды санитарно-технических устройств и технологических трубопроводов;
защиту проводов и кабелей;
изготовление тепловых панелей, регистров, полотенцесушителей, грязевиков и гибких компенсаторов, изогнутых из труб;
изготовление фасонных соединительных деталей (из стальных труб) для чугунных и других напорных трубопроводов;
обустройство всех сооружений на внеплощадочных сетях (насосных станций, станций перекачки, очистных сооружений и т.п.);
сооружение установок автоматического пожаротушения (дренчерного, спринклерного, газового и др.);
устройство сетей временных зданий и сооружений, затраты на которые включаются в сводные сметы на строительство;
устройство сетей, выполняемых за счет накладных расходов.
Для монтажа контрольно-измерительных приборов и средств автоматики нормами учтен расход только водогазопроводных и тонкостенных электросварных труб.
Нормы учитывают также отходы и потери труб при производстве строительно-монтажных работ и при изготовлении узлов и деталей трубопроводов.
Нормы расхода стальных водогазопроводных труб определены с учетом применения неоцинкованных труб на отопление и газоснабжение и оцинкованных труб - на водопровод.
Соединительные части в нормах расхода водогазопроводных труб не учтены, за исключением муфт, устанавливаемых на концах труб.
15. Нормы не учитывают расход труб на сооружение:
внеплощадочных сетей предприятий;
сетей водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и канализации городов и поселков, а также трубопроводов, прокладываемых между инженерными сооружениями городского водоснабжения и канализации;
технологических трубопроводов, прокладываемых между предприятиями для транспортирования различных продуктов.
16. Нормы не учитывают расход труб на производство работ гидромеханизированных, по временному и постоянному водопонижению, по замораживанию грунтов, а также расход труб на изготовление котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов (КВОиТ).
Нормы не учитывают расход труб (за исключением водогазопроводных и тонкостенных электросварных) на монтаж контрольно-измерительных приборов и средств автоматики.
17. Нормами не учтены трубы тонкостенные бесшовные холоднодеформированные.
18. Потребность во всех видах труб, необходимых для сооружения внеплощадочных сетей, а также на другие нужды, указанные в пп. 15 -17, определяется на основании проектно-сметной документации и объемов работ на планируемый год.
К внеплощадочным сетям относятся:
сети водопровода от источников водоснабжения до точки ввода на территорию площадки;
сети канализации от границы площадки объекта до коллекторов, узлов очистных сооружений или до места сброса;
тепловые сети, прокладываемые от источников теплоснабжения (ТЭЦ, ГРЭС, котельных, магистральных сетей) до границы территории площадки;
сети газоснабжения, прокладываемые от газораспределительной станции до газораспределительного пункта предприятия;
технологические трубопроводы, прокладываемые вне территории площадки, по которым транспортируются сырье, полуфабрикаты, пар, топливо, реагенты, готовый продукт, отходы производства и др.
19. Нормы расхода радиаторов, конвекторов отопительных и труб ребристых определены для расчетной зимней температуры наружного воздуха минус 25°С. При других расчетных температурах к средним расчетным нормам необходимо применять коэффициенты, принимаемые для ближайшей к расчетной температуре по следующей таблице:
Расчетная зимняя температура наружного воздуха, °С
|
Коэффициент
|
-10
|
0,68
|
-15
|
0,802
|
-20
|
0,916
|
-25
|
1
|
-30
|
1,098
|
-35
|
1,15
|
-40
|
1,187
|
-45
|
1,2
|
-50
|
1,221
|
20. Нормы учитывают расход железнодорожных рельсов широкой (новые и старогодные) и узкой колеи для внутренних подъездных путей, а также рельсов для мостовых кранов.
Нормы не учитывают расход рельсов на сооружение трамвайных путей и на временные подкрановые пути монтажных кранов, используемых при производстве строительно-монтажных работ.
21. Нормы расхода материалов не учитывают особенностей строительства в сейсмических районах.
При строительстве в районах с сейсмичностью 7-9 баллов к средним нормам следует вводить коэффициенты, приведенные в обязательном приложении 1.
22. Нормы определены для условий строительства в базисном районе (Московская обл.) и не учитывают дополнительного расхода материалов на производство работ в зимнее время.
При определении средних расчетных норм необходимо применять отраслевые коэффициенты изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по районам СССР, разработанные министерствами и ведомствами СССР и утвержденные Госстроем СССР и Госпланом СССР в 1977 - 1978 гг., и учитывать дополнительную потребность в материалах, вызываемую производством работ в зимнее время, K согласно обязательным приложениям 2 и 3.
23. Нормы не учитывают потери материалов и изделий при транспортировании от поставщика до склада строительства, а также при погрузочно-разгрузочных работах и хранении на складах.
24. Нормы определены в сметных ценах 1969 г.
При пересчете норм в сметные цены, введенные с 1 января 1984 г., нормы следует умножать на соответствующие коэффициенты, приведенные в обязательном приложении 4.
Нормы расхода материалов, изделий и труб на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ
Таблица 1
Объекты строительства
|
Код
|
Сталь класса А-I и марки Ст3, т
|
Трубы стальные для строительных конструкций, т
|
|
|
всего
|
в том числе на
|
|
|
|
|
конструкции и изделия сборные железобетонные
|
монолитный железобетон
|
конструкции строительные стальные
|
теплоизоляцию промышленного оборудования и трубопроводов
|
прочие работы
|
|
Железнодорожный транспорт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Однопутные железные дороги - комплекс
|
69001*
69010
|
286
261
|
108
89
|
7
8
|
157
151
|
1
1
|
13
12
|
1
1
|
__________________
* Над чертой приведены нормы расхода при электровозной, под чертой - при тепловозной тяге.
|
Из него:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подготовка территории строительства, земляное полотно и верхнее строение железнодорожного пути
|
69020
|
34
|
19
|
1
|
3
|
-
|
11
|
-
|
искусственные сооружения
|
69030
|
683
|
177
|
18
|
474
|
-
|
14
|
10
|
здания и сооружения производственные и служебные
|
69040
|
327
|
170
|
19
|
113
|
2
|
13
|
0,6
|
водоснабжение, канализация, теплоснабжение и газоснабжение
|
69050
|
172
|
100
|
37
|
20
|
2
|
13
|
0,1
|
Вторые пути и двухпутные вставки – комплекс
|
69080
69090
|
296
251
|
188
169
|
10
11
|
84
58
|
1
1
|
13
12
|
0,5
0,6
|
Из него:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подготовка территории строительства, земляное полотно и верхнее строение железнодорожного пути
|
69120
|
81
|
60
|
-
|
11
|
-
|
10
|
-
|
искусственные сооружения
|
69130
|
793
|
453
|
28
|
298
|
-
|
14
|
3,5
|
устройства связи и СЦБ
|
69140
|
46
|
32
|
-
|
4
|
-
|
10
|
-
|
здания и сооружения производственные и служебные
|
69160
|
403
|
267
|
8
|
96
|
1
|
31
|
1
|
энергетическое хозяйство и устройства электрификации
|
69180
69190
|
607
702
|
401
645
|
1
-
|
184
33
|
-
|
21
24
|
-
|
водоснабжение, канализация, теплоснабжение и газоснабжение
|
69200
|
306
|
152
|
106
|
19
|
1
|
28
|
-
|
Вокзалы
|
69210
|
389
|
88
|
34
|
210
|
3
|
54
|
1
|
Развитие станций
|
69220
|
251
|
128
|
9
|
97
|
1
|
16
|
-
|
Автоматическая блокировка и диспетчерская централизация
|
69230
|
236
|
194
|
1
|
22
|
-
|
19
|
-
|
Электрификация действующих железных дорог
|
69240
|
560
|
310
|
6
|
232
|
-
|
12
|
-
|
Железнодорожный мост с металлическим пролетным строением
|
69250
|
934
|
233
|
114
|
575
|
-
|
12
|
-
|
Тоннель железнодорожный
|
69260
|
250
|
10
|
29
|
150
|
-
|
61
|
-
|
Депо по ремонту рефрижераторных вагонов
|
69270
|
835
|
506
|
76
|
215
|
2
|
36
|
-
|
Технические станции обслуживания:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
69280
|
295
|
129
|
70
|
60
|
4
|
32
|
-
|
реконструкция технических сортировочных средств
|
69290
|
269
|
97
|
57
|
78
|
-
|
37
|
-
|
Промывочно-пропарочные станции
|
69310
|
411
|
193
|
51
|
127
|
2
|
38
|
1
|
Депо по ремонту локомотивов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
69390
|
452
|
241
|
34
|
144
|
2
|
31
|
-
|
реконструкция
|
69400
|
404
|
224
|
55
|
84
|
1
|
40
|
-
|
Депо по ремонту вагонов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
69420
|
557
|
268
|
20
|
223
|
2
|
44
|
-
|
реконструкция
|
69430
|
456
|
148
|
61
|
169
|
3
|
75
|
-
|
Прочие объекты железнодорожного транспорта
|
69600
|
261
|
136
|
15
|
91
|
-
|
19
|
-
|
Воздушный
транспорт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аэропорт
– комплекс
|
74001
|
313
|
124
|
113
|
46
|
1
|
29
|
-
|
Взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
74010
|
420
|
25
|
382
|
1
|
1
|
11
|
-
|
реконструкция
|
74011
|
335
|
17
|
303
|
3
|
-
|
12
|
-
|
Объекты радионавигации, посадки воздушных судов и светосигнальное оборудование
|
74031
|
95
|
53
|
3
|
20
|
-
|
19
|
-
|
Здания и сооружения обслуживания пассажирских перевозок
|
74040
|
497
|
280
|
73
|
88
|
2
|
54
|
-
|
Здания и сооружения технического обслуживания воздушных судов
|
74060
|
525
|
301
|
83
|
93
|
4
|
44
|
-
|
Авиаремонтные заводы
|
74090
|
1069
|
109
|
267
|
617
|
4
|
72
|
9
|
Объекты авиатопливообеспечения
|
74080
|
447
|
110
|
48
|
236
|
3
|
50
|
-
|
Другие объекты аэропортов (базы механизации, здания управления аэропортов, АС УВД, аэрологические станции и пр.)
|
74070
|
272
|
141
|
42
|
51
|
4
|
34
|
1,7
|
Аэродромы сельской авиации
|
74100
|
33
|
24
|
-
|
9
|
-
|
-
|
-
|
Морской
транспорт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Морские торговые порты – комплекс
|
71070
|
412
|
213
|
94
|
75
|
5
|
25
|
0,1
|
Оградительные сооружения (молы)
|
71250
|
29
|
6
|
1
|
5
|
-
|
17
|
-
|
Берегоукрепление
|
71260
|
232
|
195
|
15
|
5
|
-
|
17
|
-
|
Причалы с конструкциями:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из железобетона
|
71001
|
871
|
708
|
71
|
73
|
-
|
19
|
-
|
" металлического шпунта
|
71002
|
508
|
246
|
110
|
134
|
-
|
18
|
0,5
|
" массивовой кладки
|
71003
|
105
|
42
|
37
|
9
|
-
|
17
|
0,9
|
Образование территории и дноуглубительные работы
|
71230
|
69
|
42
|
4
|
6
|
-
|
17
|
-
|
Склады закрытые
|
71004
|
669
|
359
|
31
|
235
|
3
|
41
|
-
|
Реконструкция судоремонтных заводов
|
71300
|
510
|
228
|
109
|
145
|
4
|
24
|
-
|
Автомобильный транспорт и строительство автомобильных дорог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Авторемонтные заводы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
72640
|
421
|
282
|
70
|
35
|
1
|
33
|
33
|
реконструкция
|
72641
|
379
|
167
|
53
|
119
|
1
|
39
|
-
|
Таксомоторные парки
|
72020
|
586
|
310
|
109
|
134
|
2
|
31
|
27
|
Профилакторий технического обслуживания легковых автомобилей
|
72035
|
320
|
176
|
27
|
76
|
2
|
39
|
3
|
Гаражи и автобазы
|
72001
|
394
|
228
|
45
|
72
|
2
|
47
|
1
|
Автомобильные дороги – комплекс:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с цементно-бетонным покрытием:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
72550
|
138
|
84
|
27
|
16
|
-
|
11
|
-
|
реконструкция
|
72551
|
123
|
69
|
28
|
15
|
-
|
11
|
-
|
с асфальтобетонным покрытием:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
72560
|
138
|
97
|
10
|
20
|
-
|
11
|
-
|
реконструкция
|
72561
|
121
|
84
|
15
|
11
|
-
|
11
|
-
|
с черным щебеночным или гравийным покрытием:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
72570
|
134
|
95
|
1
|
27
|
-
|
11
|
-
|
реконструкция
|
72571
|
118
|
80
|
15
|
11
|
-
|
12
|
-
|
с гравийным, щебеночным и другими типами покрытий:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
72580
|
109
|
85
|
6
|
4
|
-
|
14
|
-
|
реконструкция
|
72581
|
101
|
80
|
1
|
9
|
-
|
11
|
-
|
Автомобильные дороги для горных условий:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новое строительство
|
72590
|
326
|
151
|
20
|
145
|
-
|
10
|
-
|
реконструкция
|
72591
|
290
|
184
|
57
|
38
|
-
|
11
|
1
|
Мосты и путепроводы железобетонные
|
72600
|
506
|
389
|
64
|
45
|
1
|
7
|
-
|
Прочие объекты автомобильного транспорта
|
72998
|
216
|
132
|
18
|
43
|
-
|
23
|
1
|
Метрополитены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Метрополитены - комплексы
|
73500
|
465
|
329
|
40
|
42
|
1
|
53
|
3
|
Из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
станции мелкого заложения с пристанционными сооружениями открытого способа работ
|
73550
|
756
|
545
|
109
|
51
|
1
|
50
|
4
|
станции глубокого заложения с пристанционными сооружениями закрытого способа работ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
колонного типа со сборной железобетонной обделкой
|
73580
|
476
|
237
|
34
|
151
|
-
|
54
|
11
|
пилонного типа со сборной железобетонной обделкой
|
73581
|
349
|
244
|
30
|
45
|
-
|
30
|
3
|
колонного типа с чугунной обделкой
|
73582
|
261
|
107
|
29
|
95
|
-
|
30
|
9
|
пилонного типа с чугунной обделкой
|
73583
|
218
|
112
|
24
|
51
|
-
|
31
|
10
|
Перегонные тоннели с притоннельными сооружениями:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
открытый способ работ
|
73650
|
490
|
388
|
17
|
20
|
1
|
64
|
1
|
закрытый способ работ со сборной железобетонной обделкой
|
73651
|
260
|
172
|
7
|
27
|
-
|
54
|
1
|
закрытый способ работ с чугунной обделкой
|
73652
|
101
|
35
|
6
|
22
|
-
|
38
|
4
|
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
часть 8
часть 9
часть 10