Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
часть 8
часть 9
часть 10
часть 11
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
УТВЕРЖДЕНЫ
Минавтодором РСФСР
5 сентября 1990 г.
ПРАВИЛА
ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВСН 6-90
Москва 1990
Правила устанавливают порядок оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства автомобильных дорог и уровня их содержания по конечному результату деятельности дорожных организаций ¾ потребительским свойствам дорог, а также порядок сбора информации о параметрах и характеристиках дорог, необходимых для этой оценки.
Основу правил диагностики составляет методика оценки качества и состояния автомобильных дорог, разработанная на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ проф. Васильевым А.П. Расчетные таблицы составлены совместно с докт. техн. наук Яковлевым Ю.М. и доц. Коганзоном М.С. В отработке принципиальных положений методики участвовали Попов В.А. и Шевелев А.С. (Главдорупр). В методике учтены предложения канд. техн. наук Мепуришвили Д.Г. (МАДИ), канд. техн. наук Белова В.Д., канд. техн. наук Мусатова С.А., инж. Нестеренко В.Г., канд. техн. наук Чванова В.В. и Эрастова А.Я. (НПО РосдорНИИ).
В производственной проверке методики участвовали специалисты МАДИ, НПО РосдорНИИ, Владимирского, Красноярского, Пермского и Саратовского НПЦ НПО РосдорНИИ, а также Волжской автомобильной дороги, Алтайавтодора и Челябинскавтодора.
В целом Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог разработаны под руководством проф. Васильева А.П. коллективом авторов в составе: докт. техн. наук Яковлев Ю.М., канд. техн. наук Апестин В.К., канд. техн. наук Коганзон М.С., инж. Миненко Е.В. инж. Савченко И.В. (МАДИ), канд. техн. наук Дудаков А.И. (НПО РосдорНИИ), канд. техн. наук Жилин С.Н., канд. техн. наук Субботин С.П. и инж. Иванушкин В.А. (Саратовский НПЦ РосдорНИИ).
Министерство
|
Ведомственные нормы
|
ВСН 6-90
|
автомобильных дорог РСФСР
|
Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог
|
Вводятся впервые
|
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог разработаны в развитие Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР и распространяются на автомобильные дороги общего пользования. Правила предназначены для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием дорог, а также для организаций, осуществляющих их обследование и опенку состояния.
1.2. Правила содержат методику комплексной оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, и уровня содержания, а также устанавливают порядок, последовательность и повторяемость сбора и обработки данных о состоянии дорог, необходимых для указанной оценки, методику обследования дорог, перечень приборов, лабораторий и измерительного оборудования.
1.3. Диагностика и оценка состояния дорог и дорожных сооружений является основным эвеном в системе управления развитием и совершенствованием дорожной сети, повышением транспортно-эксплуатационных показателей, надежностью функционирования каждой дороги и сети автомобильных дорог. Она создает предпосылки для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на развитие и совершенствование дорожной сети.
1.4. Диагностику и оценку состояния автомобильных дорог выполняют с целью определения их транспортно-эксплуатационного состояния и уровня содержания, степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей требованиям к потребительским свойствам дорог и выявления причин этого несоответствия.
Внесены кафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ
|
Утверждены Министерством автомобильных дорог РСФСР
5 сентября 1990 г.
|
Срок введения 1 декабря 1991 г.
|
1.5. По результатам диагностики и оценки состояния выявляют участки дорог, не обеспечивающие нормативные требования к потребительским свойствам и назначают виды ремонта и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту или реконструкции дорог с целью повышения их транспортно-эксплуатационных характеристик до требуемого уровня.
1.6. Материалы диагностики и оценки состояния дорог являются исходной базой для разработки проектно-сметной документации на ремонт и реконструкцию дорог и дорожных сооружений.
1.7. В Правилах приняты следующие понятия и определения:
¾ технический уровень дорог ¾ степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений;
¾ эксплуатационное состояние ¾ степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания;
¾ транспортно-эксплуатационное состояние дороги (ГЭС АД) ¾ комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки;
¾ технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги (ТЭК АД) ¾ характеристики надежности и работоспособности дороги как инженерного сооружения, к которым относят прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна и т.д.;
¾
потребительские свойства дороги ¾ это их основные транспортно-эксплуатационные показатели (ТЭП АД), к важнейшим из которых относят обеспеченные дорогой скорость, удобство и безопасность движения, допустимую осевую нагрузку и общую массу автомобилей, непосредственно влияющие на производительность автомобилей, себестоимость перевозок, расход топлива, время доставки грузов и пассажиров и другие характеристики совместной работы автомобильного транспорта и автомобильных дорог;
¾ качество дороги ¾ степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям, обеспечивающим потребительские свойства дороги данной технической категории;
¾
эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости
¾
отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (V фmax ), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности (V р ):
(1 .1)
¾ коэффициент обеспеченности расчетной скорости ¾ отношение V фmax к базовой расчетной скорости ()
(1 .2)
За базовую расчетную скорость принята скорость = 120 км/ч. Тогда
(1 .3)
В практических расчетах удобнее пользоваться коэффициентом обеспеченности расчетной скорости. Соотношения указанных коэффициентов определяют по формулам:
;
где Vpi и Kpc эi ¾ соответственно расчетная скорость для данной категории дороги и эксплуатационный коэффициент обеспеченности этой расчетной скорости.
¾ диагностика автомобильных дорог и дорожных сооружений ¾ обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях работы, определяющих их транспортно-эксплуатационное состояние, необходимых для оценки, выявления причин и прогнозу возможных нарушений нормального функционирования дорог;
¾ оценка транспортно-эксплуатационного состояния ¾ или оценка состояния дороги и дорожных сооружений ¾ определение степени соответствия транспортно-эксплуатационных показателей дорог, т.е. потребительских свойств установленным требованиям.
1.8. Состав и объем работ по диагностике транспортно-эксплуатационного состояния дорог зависят от вида и периодичности обследования дорог (табл. 1.1). При этом полной считают диагностику и оценку всех основных элементов, параметров и характеристик дорог, определяющих их транспортно-эксплуатационное состояние. В соответствие с ВСН 25-88 к этим параметрам и характеристикам относят:
¾ геометрические параметры, в которые входит ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, которые вместе составляют ширину основной укрепленной поверхности, общая и укрепления ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле уклоны виражей и расстояние видимости;
¾ прочность и состояние проезжей части и обочин;
¾ ровность и сцепные качества покрытий;
¾ состояние земляного полотна;
¾ состояние и работоспособность водоотвода;
¾ габариты, грузоподъемность и состояние мостов путепроводов и других искусственных сооружений;
¾ состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
Таблица 1.1
Классификация видов диагностики автомобильных дорог и дорожных сооружений
Признаки или критерии классификации
|
Вид диагностики
|
Краткая характеристика
|
Полнота оцениваемых параметров и
|
Полная или комплексная
|
По всем основным параметрам и по полной методике
|
характеристик
|
Частичная или неполная
|
По неполной номенклатуре параметров или по сокращенной методике
|
|
Экспресс-оценка
|
По упрощенной методике и по сокращенной номенклатуре показателей
|
|
Первичная
|
Выполняется в первый раз
|
Периодичность
|
Повторная или повторяющаяся
|
Проводится повторно или повторяется 1 раз в 3-5 лет
|
|
Периодическая или регулярная
|
Проводится 1-2 раза в год
|
|
Систематическая или часто повторяющаяся
|
Проводится 3-4 раза в год и более
|
Объем обследований
|
Сплошная
|
Проводится на всем протяжении дороги
|
|
Выборочная
|
Проводится на отдельных участках дороги
|
Способ получения информации
|
Объективная или инструментальная
|
Обследование с помощью передвижных лабораторий, приборов и измерительного инструмента
|
|
Смешанная или комбинированная
|
Часть параметров оценивают инструментально, часть - визуально
|
|
Визуальная
|
Визуальный осмотр
|
1.9. Полную первичную объективную диагностику эксплуатируемых дорог проводят при первой оценке транспортно-эксплуатационного состояния, в процессе которой собирают подробную объективную информацию по полной номенклатуре параметров и характеристик, а также по условиям работы дороги. Составляют линейный график оценки качества и состояния дороги и передают всю информацию в банк дорожных данных.
1.10. Полную объективную диагностику и оценку состояния вновь построенных (реконструированных) автомобильных дорог (участков дорог) доводят перед вводом их в эксплуатацию и утверждением актов государственной приемочной комиссией.
1.11. Повторную частичную объективную диагностику и оценку качества и состояния выполняют в конце строительного сезона на ветках автомобильных дорог, где проводились ремонты по тем элементам и параметрам, которые были изменены в процессе ремонта.
1.12. Периодическую частичную объективную, или комбинированную диагностику проводят по переменным параметрам (ровность, коэффициент сцепления, состояние покрытия и др.) не реже 1-2 раза в год.
При обследованиях автомобильных дорог по ограниченному перечню изменяющихся по времени параметров оценка состояния дорог также производится по показателю качества. Информация по другим параметрам берется из банка данных по результатам предшествующих обследований. В случае отсутствия такой информации, условно принимается, что недостающие параметры автомобильных дорог соответствуют требованиям технических нормативов. При этом указывают, что оценка дороги производилась только по переменным параметрам.
1.13. Экспресс-оценку или экспресс-диагностику проводят при необходимости ускоренного получения ориентировочной информации об отдельных параметрах дороги или группе параметров, позволяющей получить приближенную оценку состояния дороги по этим параметрам.
После экспресс-диагностики, на участках с низкими транспортно-эксплуатационными качествами, проводят детальные обследования, позволяющие установить причины снижения параметров эксплуатационного состояния и принять решение по ремонтным работам.
1.14. визуальный осмотр
проводят на первом этапе полной и частичной диагностики, как составную часть смешанной или комбинированной диагностики и как самостоятельный вид диагностики при оценке состояния дороги и дорожных сооружений, ее инженерного оборудования и обустройства, а также при оценке качества текущего ремонта и содержания. Как правило визуальный осмотр проводят с использованием простейших средств измерения и записи информации с помощью портативных диктофонов и других средств регистрации. На основании визуального осмотра выявляют характерные участки по состоянию дороги и намечают места детальных обследований.
1.15. Все документы диагностики должны быть составлены отдельно по каждой автомобильной дороге (участку), по установленным формам и в соответствии с требованиями данных правил. В техническую документацию учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января.
1.16. Документы диагностики должны храниться в первичных-дорожных организациях, а в вышестоящие органы управления представляются сведения и материалы по установленным формам отчетности.
2.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
2.1.
Общие положения
2.1.1. Методика предназначена для оценки технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также содержания автомобильных дорог по конечному результату деятельности дорожных организаций ¾ потребительским свойствам дорог.
2.1.2. Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дорог.
2.1.3. Оценку потребительских свойств дороги выполняют применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. В сухое, теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период.
2.1.4. Цель оценки состоит в том, чтобы комплексно определить фактическое транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, уровня эксплуатационного содержания и степень соответствия обеспеченных дорогой потребительских свойств требуемым, а также установить участки дорог с необеспеченными требованиями, выявить основные причины снижения транспортно-эксплуатационных показателей и наметить мероприятия по их повышению.
2.1.5. Конечным результатом оценки является обобщенный показатель качества дороги (Пд), включающий в себя комплексный показатель ее транспортно-эксплуатационного состояния Пд), показатель инженерного оборудования и обустройства (Коб) и показатель содержания дорог (Кэ)
Пд = КПд × Коб × Кэ (2.1)
2.1.6. Критериями оценки качества дороги служат: 1) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченных данной дорогой потребительских свойств к аналогичным свойствам эталонной дороги; 2) величина обобщенного показателя в долях единицы, вычисленная как отношение фактически обеспеченных данной дорогой потребительских свойств к нормативным потребительским свойствам дороги этой категории.
2.1.7. За условный эталон принят участок дороги II категории в равнинной местности, построенной и оборудованной в полном соответствии с требованиями СНиП (ширина проезжей части 7,5 м, ширина обочин 3,75 м, ширина краевых укрепленных полос 0,75 м, обочины укреплены, покрытие шероховатое и т.д.), содержащейся в полном соответствии с требованиями технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог. Для эталонной дороги показатели качества равны единице.
2.1.8. Нормативные значения критериев оценки качества дороги принимают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
2.1.8.1. Нормативные значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог (КПн) соответствуют требованиям СНиП 2.05.02-65. Согласно п. 1.3.1. Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88 в неблагоприятных условиях погоды осенне-весеннего периода года при Коб = 1 и Кэ = 1 допускается снижение значений КПн, но не более чем на 25%. Эти значения принимают за предельно-допустимые ¾ КПп (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Нормативные КПн (числитель) и предельно-допустимые КПп (знаменатель) значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог
Категория дороги
|
Основная расчетная
|
На основном протяжении
|
На трудных участках местности
|
|
скорость, км/ч
|
|
пересеченной
|
горной
|
I -а
|
150
|
1,25/0,94
|
1,0/0,75
|
0,67/0,50
|
I -б, II
|
120
|
1,0/0,75
|
0,83/0,62
|
0,5/0,36
|
III
|
100
|
0,83/0,62
|
0,67/0,50
|
0,42/0,33
|
IV
|
80
|
0,67/0,50
|
0,50/0,38
|
0,33/0,25
|
V
|
60
|
0,5/0,38
|
0,33/0,25
|
0,25/0,17
|
2.1.8.2. За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают Коб = 1, которое обеспечивается при наличии и соответствии техническим требованиям всех элементов инженерного оборудования и обустройства дорог, предусмотренных действующими нормативно-техническими документами. Фактические значения величины Коб могут колебаться от 0,85 до 1,0 (см. раздел 2.5).
2.1.8.3. За нормативную величину показателя содержания дорог принимают Кэ = 1, которое соответствует высокому качеству работ по текущему ремонту и содержанию дорог (средний балл 4,5 и выше по ВН 10-87). Фактические значения величины Кэ могут колебаться от 0,5 до 1,10 (см. раздел 2.6).
2.1.8.4. Нормативную величину обобщенного показателя качества дороги принимают Пн = КПн, а за предельно-допустимое значение обобщенного показателя качества дороги принимают Пп = КПп.
Дорога полностью соответствует требованиям к качеству, когда Пд ³ КПн или КПд ³ КПн при Коб = 1 и Кэ = 1 или при Коб ´ Кэ = 1.
Если фактическое значение Коб ´ Кэ меньше 1 дорога находится в допустимом состоянии, когда
КПд ³ (2.2)
При других значениях показателей качества дорога находится в недопустимом состоянии.
2.1.9. В зависимости от целей и задач оценки она может быть выполнена как по обобщенному показателю качества, так и раздельно по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния (КПд), показателю инженерного оборудования и обустройства (Коб) или по показателю содержания дороги (Кэ).
Значения всех показателей могут быть определены для участка дороги, для всего протяжения дороги, для сети дорог, обслуживаемых дорожной организацией или для сети дорог региона.
2.1.10. Обобщенный показатель качества дороги определяют в такой последовательности:
¾ определяют комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния на каждом характерном участке КПi , строят линейный график и определяют среднее значение комплексного показателя для данной дороги КПд;
¾ определяют показатель инженерного оборудования и обустройства дороги Коб и заносят его в линейный график;
¾ определяют показатель содержания дороги Кэ на каждом участке и заносят его в линейный график;
¾ определяют обобщенный показатель качества дороги Пд на каждом участке.
2.1.11. Для определения показателей оценки необходима следующая исходная информация по всему протяжению дороги:
¾ категория дороги, интенсивность и состав движения;
¾ тип покрытия и его состояние по дефектности, прочность дорожной одежды, ровность и сцепные качества покрытия;
¾ ширина проезжей части, краевых укрепленных полос, ширина и тип укрепления обочин, количество полос движения и ширина разделительной полосы;
¾ величина продольный уклонов, радиусов кривых в плане и наличие виража; дальность видимости поверхности дороги;
¾ наличие и состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги;
¾ габариты, грузоподъемность и эксплуатационное состояние мостов и путепроводов;
¾ данные о дорожно-транспортных происшествиях на дороге с выделением ДТП по дорожным условиям.
Кроме того, определение показателя содержания дорог выполняется с использованием информации, предусмотренной "Инструкцией по оценке качества содержания (состояния) автомобильных дорог" ВН 10-87.
Указанные сведения устанавливают путем обследования дорог, а также на основе данных технических паспортов автомобильных дорог.
2.1.12. Показатели оценки качества и состояния дорог являются основой для планирования работ по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дорог, их инженерного оборудования и обустройства и уровня содержания.
Динамика изменения показателей (прирост или уменьшение) служит основой оценки эффективности деятельности дорожных организаций по реконструкции, ремонту, благоустройству и содержанию дорог.
2.2.
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги
2.2.1. Главным этапом оценки качества дороги является оценка ее технического уровня и эксплуатационного состояния или транспортно-эксплуатационного состояния (ТЭС АД), которая включает в себя оценку геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, ровности и сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов и грузоподъемности мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.
В основу методики комплексной оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги положен принцип обязательного соблюдения всех нормативных требований к параметрам и характеристикам дороги, определяющим ее транспортно-эксплуатационные показатели.
2.2.2. Транспортно-эксплуатационное состояние каждого характерного отрезка дороги оценивают итоговым коэффициентом обеспеченности расчетной скорости , который принимают за комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги на данном отрезке (см. п. 2.4.4):
Кпi =
2.2.3. Оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги выполняют по величине комплексного показателя:
, или (2.3)
где:
¾
итоговое значение коэффициента обеспеченности расчетной скорости на
каждом участке; li
¾
длина участка с итоговым значением
, км; n ¾ число таких участков; L ¾ общая длина дороги (участка дороги), км. Порядок определения и li приведен в разделе 2.4.
2.2.4. Прирост комплексного показателя ТЭС АД вычисляют по формуле:
D кПд = (2.4)
где: КПдн , КПдк ¾ значения комплексного показателя на начало и конец оцениваемого периода (года, пятилетки или до и после ремонта), вычисленные по формуле 2.3.
Отрицательное значение прироста свидетельствует об ухудшении состояния дороги за оцениваемый период по сравнению с первоначальным.
2.2.5. Показатель фактического состояния автомобильной дороги по отношению к нормативному в начале и в конце оцениваемого периода определяют по формуле:
Ксд = (2.5)
Транспортно-эксплуатационное состояние дороги соответствует требованиям когда Ксд ³ 1.
2.3.
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных
дорог
2.3.1. Оценку транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог, обслуживаемых ДЭУ, ДРСУ или автодором производят по фактическому комплексному показателю состояния дорожной сети КПфс. Для его вычисления используют коэффициент приведения дорог разного технического уровня к эталонной дороге.
Коэффициент приведения показывает какую долю составляют потребительские свойства данной дороги (обеспеченная скорость и осевая нагрузка) от потребительских свойств эталонной дороги. Коэффициенты приведения принимают численно равными нормативным значениям комплексного показателя состояния дорог КПн по табл. 2.1.
2.3.2. Комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети вычисляют в следующем порядке:
а) составляют перечень или ведомость дорог или характерных участков, входящих в оцениваемую сеть. В качестве характерных выделяют участки с различным числом полос движения (без учета переходно-скоростных полос), участки с дополнительной полосой движения на подъемах, а также участки дорог различных категорий, входящие в состав одной автомобильной дороги.
б) определяют протяженность оцениваемой сети дорог при нормативном состоянии в приведенных к эталонным км:
(2.6)
где: li ¾ протяженность каждой дороги или каждого характерного участка дороги, км;
ni ¾ число полос движения без учета переходно-скоростных полос;
¾ значения нормативного комплексного показателя для каждой дороги или участка дороги, которые принимают по табл. 2.1;
С ¾ количество дорог или характерных участков.
в) Определяют среднюю величину нормативного комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния оцениваемой сети дорог:
(2.7)
г) Определяют протяженность сети дорог при фактическом состоянии в приведенных км:
(2.8)
где: ¾ фактические значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния каждой дороги или участка дороги, вычисленные по формуле (2.3).
д) Определяют величину фактического показателя состояния оцениваемой сети дорог
(2.9)
2.3.3. Прирост комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети за рассматриваемый период определяют по формуле:
D кПфс = (2.10)
2.3.4. Показатель фактического состояния сети автомобильных дорог по отношению к нормативному определяют по формуле:
Ксд = (2.11)
Транспортно-эксплуатационное состояние сети дорог соответствует требованиям, когда Ксс ³ 1.
2.4.
Порядок и методика оценки влияния элементов, параметров и
характеристик дорог на комплексный показатель их состояния
2.4.1. Для оценки влияния отдельных параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния определяют частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости для каждого параметра и характеристики на каждом характерном участке в соответствии с указаниями п. 2.4.5 - 2.4.15 настоящих Правил.
2.4.2. При определении коэффициентов обеспеченности расчетной скорости аналитическим путем учитывают следующие особенности:
а) не принимают во внимание общие ограничения скорости Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зоне автобусных остановок, в зонах действия дорожных знаков и др.);
б) в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных уклонах горных дорог) величину коэффициента обеспеченности расчетной скорости принимают по наименьшему значению из двух направлений движения;
в) не учитывают участки постепенного перехода скорости от одного значения к другому, то есть строят ступенчатую эпюру показателей.
2.4.3. Необходимые для
определения частных значений коэффициентов обеспеченности расчетной
скорости на каждом характерном участке параметры и характеристики
существующих дорог получают при первичной оценке путем непосредственных измерений и наблюдений в течение теплого периода года при положительной температуре воздуха (ширина чистой фактически используемой укрепленной поверхности и состояние покрытия, ширина и состояние обочин, интенсивность и состав движения, ровность покрытия и коэффициент сцепления и др.). Данные о параметрах дороги могут быть получены из паспорта дороги, проекта дороги, материалов предыдущих обследований или из другой технической документации.
Повторные обследования по сокращенной номенклатуре параметров и характеристик проводят не реже 1 раза в год по состоянию на конец сезона ремонтных работ до наступления устойчивой отрицательной температуры воздуха, фиксируя все изменения в состоянии дорог и внося коррективы в результаты оценки. Кроме того, повторные обследования проводят на участках ремонта дорог после завершения ремонта.
2.4.4. Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости принимают по готовым таблицам. Особенности их определения приведены в п. 2.4.5 - 2.4.15.
Значение итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости на каждом участке для осенне-весеннего расчетного по условиям движения периода года принимают равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке, т.е.
=
Для этого строят линейный график, на который наносят сокращенный продольный профиль и план дороги и основные параметры и характеристики, частные и итоговые значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости, а также линии нормативного и предельно-допустимого значений показателей качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
Форма и пример линейного графика оценки качества и состояния дороги приведены в приложении 1.
2.4.5. Для получения
итогового значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости
определяют частные коэффициенты, учитывающие ширину основной
укрепленной поверхности (укрепленной поверхности) и ширину габарита
моста
¾
Крс1; ширину и состояние обочин
¾
Крс2; интенсивность и состав движения
¾
Крс3; продольные уклоны и видимость поверхности дороги
¾
Крс4; радиусы кривых в плане и уклон виража
¾
Крс5; ровность покрытия
¾ Крс6; коэффициент сцепления колеса с покрытием ¾ Крс7; состояние и прочность дорожной одежды ¾ Крс8; грузоподъемность мостов ¾ Крс9; безопасность движения ¾ Крс10.
2.4.6. Частный коэффициент Крс1 определяют по величине чистой, фактически используемой для движения ширины укрепленной поверхности В1ф , в которую входят ширина проезжей части и краевых укрепленных полос (основная укрепленная поверхность дороги) за вычетом ширины полос загрязнения на кромках проезжей части или краевых полос:
В1ф = В + 2ау - 2вз (2.12)
где: В ¾ ширина проезжей части, м; ау ¾ ширина краевой укрепленной полосы, м; вз ¾ ширина полосы загрязнения, м.
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
часть 8
часть 9
часть 10
часть 11